ЭССЕ о нравственном образе жизни К.Д.Ушинского


КГУ «Гимназия №18»
педагог-психолог
Вахтомина А.В.
Эссе о нравственном образе жизни
Константина Дмитриевича Ушинского
Вечно не стареющее детство души есть
глубочайшая основа истинного самовоспитания.
К.Д.Ушинский
Когда я училась в университете, а по образованию я психолог, у нас были предметы, которые непосредственно показывают и доказывают тесную связь педагогики и психологии. Неоднократно мы сталкивались с именами известных людей, оставивших большое наследие в этих сферах. Константин Дмитриевич Ушинский, почему-то, вспомнился мне самым первым. Наверное, потому, что он находится на грани сплетения педагогики и психологии.
К.Д.Ушинский является одним и ярчайших представителей педагогики и психологии XIX века, он внес неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики и создал свою педагогическую систему. В его трудах рассматриваются вопросы педагогики, психологии, философии, воспитания и самовоспитания. Если разбирать все эти вопросы, то из этого эссе мы можем получить целую диссертацию, посвященную жизни и взглядам Ушинского.
Но я, пожалуй, остановлюсь на вопросе, как Ушинский определил значимость роли учителя в образовательном процессе. Он отдает учителю главную общественную роль, считает, что учитель – самый важный элемент в педагогической системе. Константин Дмитриевич пишет: «...Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений… Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».
Если бы у меня спросили, чья педагогическая система, взгляды или суждения наиболее близки к моим, я бы ответила, что Ушинского. Ведь в этих взглядах прослеживается та нить, которая связывает важность знаний с тем, кто и как их передает. В статьях Константина Дмитриевича прослеживается твердое убеждение в том, что учитель должен сам обладать не только знаниями о преподаваемом предмете, но и специальными – педагогическими. Он так же считал, что учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Вот эти слова как будто про нас, учителей самопознания.
Константин Дмитриевич говорил о проблеме учителей в свое время, на тот момент кто-то считал его взгляды слишком прогрессивными, но сейчас они обрели новую силу.
Исходя из этого, я не просто так выбрала эпиграфом своего эссе цитату о нестареющем детстве души. Для меня она является прямой параллелью с учителем, педагогом, воспитателем. Я слышу в этих словах посыл о том, что, не смотря на стаж, возраст, количество часов, полученный опыт и знания, учитель не должен останавливаться на достигнутом и уже имеющимся. Главной его особенность должно являться, то, что совместно с детьми учитель должен собственным примером показывать стремление к получению новых знаний. Нестареющее детство души, это слова, которые должны напоминать учителям о том, что дети чистые и искренние, они всегда радуются новому. Наше собственное детство в душе и есть основа нашего самовоспитания, нашего саморазвития.
Вместо вывода или заключения я бы хотела сказать только одно, и то, это будут слова самого К.Д.Ушинского: «Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам». Пусть все учителя помнят об этом и следуют этому принципу.