Разработка мероприятия «Несломленные репрессиями»


Сценарий к школьному мероприятию посвященное Дню памяти жертв политических репрессий.
«Несломленные репрессиями»
Введение.
Представленная работа посвящена трагической дате – Дню памяти жертв политических репрессий. История нашего района и села неотделимы от истории нашей страны. Все что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой родине. Не исключением стали и сталинские массовые политические репрессии прошлого века.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в понимании необходимости учитывать опыт и ошибки предыдущих поколений, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Пояснительная записка.
Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. Необходимость знакомства детей с историей родного края очевидна. Именно это помогает воспитывать истинного патриота, формировать любовь и привязанность к малой родине. Формировать такие чувства нужно с детства. А для этого ребёнку нужно открыть глаза на окружающий его мир, приблизить предметную среду, в которой он живёт. Научить по-новому, взглянуть на свое село, его улицы, дома, приоткрыть завесу прошлого. Научить удивляться восхищаться, сопереживать, хранить память. Главная задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, исторический опыт накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать, учится на ошибках прошлого. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут "присваиваться" и "переживаться" как собственные достижения и открытия.
Цель: воспитание интереса к истории своего края.
Задачи:
Воспитывать уважение, доброе отношение к окружающим людям.
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности региона;
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Условия реализации: наличие мультимедиапроектора, музыкального центра
Адресат: учащиеся 5 - 11 классов.
В течение всего мероприятия на проекторе идут слайды презентации, звучит музыка
МАОУ Плешковская СОШ Сценарий к школьному мероприятию посвященное Дню памяти жертв политических репрессий.
«Несломленные репрессиями»
Подготовил учитель истории,
руководитель школьного музея
Бессонова Ольга Петровна
Звучит музыка “Реквием”.
1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Наша встреча проводится в День памяти жертв политических репрессий. И начнем мы ее стихами:
2-й ведущий: Всем,кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,кто по суду, без суда, совещаньем особымбыл обречён на тюремную робу до гроба,кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
1-й ведущий: 30 октября выбрано Днем жертв репрессий не случайно: за 19 лет до него этот день был выбран, если угодно, Богом. В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля - писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом.
Через 2 года, в октябре 1974 г. группа соузников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать во всём мире этот день как День политзаключённых. Что и было принято мировым сообществом. И исполнялось и в советских лагерях - посредством голодовок - несмотря на неминуемые карцеры, запреты свиданий, переводы на тюремный режим и прочие прелести. До 1974 года в качестве Дня политзаключённых отмечалась другая дата – 5 сентября – годовщина известного декрета 1918 года “О красном терроре”, который помимо расстрела “всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, ввел в Советской России концентрационные лагеря…”.
2-й ведущий: Указ президента знаменовал разрыв нового государства с советским репрессивным режимом. Насколько этот разрыв подтверждается новой практикой, мы можем судить сами.
Но задумывался ли президент, подписывая свой указ, о том, что слово “репрессии” вряд ли соответствует тому, что происходило с установлением у нас советской власти.
В самом деле, – что такое репрессия? Это – когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё – так? Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня вспоминаем, ни о каких действиях против власти и не помышляли.
3-й ведущий:
Такое страшное было время. Врагом народа был сам народ. Любое слово, любая тема... И по этапу страна... вперёд! Но мы-то помним! Теперь мы знаем. На всё запреты, на всех печать... 
Народ толпой по этапу гнали, Чтоб было легче им управлять... 
4-й ведущий: “ Репрессированные на территории нашего края (в Тюменской области)”
В полной мере жители Тюменской области испытали массовый террор в 1937-1938 гг. За один месяц (с 3 июля по 1 августа 1937 г.) было арестовано по расстрельным статьям более 3 тыс. человек. К 13 августа было арестовано уже 5444 человека.
В Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ханты-Мансийске, Салехарде расстреляли всех политических ссыльных. Бывших царских и белых офицеров, священников, многих участников крестьянского восстания 1921 года. 10 декабря 1937 года – по первой категории (расстрел) было осуждено 11 тыс. 50 человек, по второй (высылка в лагеря) – более 5 тыс. человек.
Особая страница в летописной истории нашего края должна быть отведена так называемым спецпереселенцам. Под молохом репрессивной политики в годы войны оказались целые народы, которые были насильственно депортированы в восточные районы страны.
28 августа 1941 г. Президиум Верховного Совета принял указ “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья”. Более чем миллиона депортируемых в районы нынешней Тюменской области было расстреляно 31 тыс. 890 человек.
В 1943 – 1944 гг. за Урал стали прибывать эшелоны с депортированными чеченцами, балкарцами, ингушами, кабардинцами, крымскими татарами. Многие из них оказались на Тюменской земле и в полной мере испытали горькую участь спецпереселенцев. В 1944 году в Тюменскую область было вывезено 14 тыс. 147 калмыков. Основная их часть была размещена в Ханты – Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Однако, попав в непривычные природно-климатические условия и будучи размещёнными, в неприспособленных к зимним условиям бараках, немало калмыков – спецпереселенцев умерло и покоится в тюменской земле. Оставшимся в живых разрешили возвратиться в родные места только в 1954 году.К 1950 году на территории края в качестве ссыльных проживало более 60 тыс. человек. Наиболее тяжёлым было положение спецпереселенцев, работавших на лесозаготовках и в рыбной промышленности. Жили они в бараках, построенных наспех, мучились от голода и холода, от оскорбления и издевательства власть имущих.
1-й ведущий: Репрессии в Ишиме были частью политики устрашения и физического уничтожения несогласных, проводимой И.В.Сталиным по укреплению своей власти и борьбе с «троцкистской оппозицией». Большинство пострадавших впоследствии (начиная с 1953 г.) признаны незаконными жертвами политических репрессий и реабилитированы.
Наибольший размах репрессий приходится на период 1936-1938 гг. Ишимское районное отделение НКВД в этот период возглавлял младший лейтенант госбезопасности Н.А.Бараусов. По подсчётам с мая по декабрь 1937 по Ишимскому оперсектору НКВД (включал в себя территорию Аромашевского, Голышмановского, Ишимского, Сорокинского, Казанского, Бердюжского, Викуловского, Абатского и Сладковского районов) арестовано 1080 чел., с января по июль 1938 – 649 чел., всего – 1729. Из них расстреляно с июля 1937 по ноябрь 1938 – 1727 чел., в т.ч. в Ишиме – 839 (преимущественно в 1937), в Омске – 888.
В Ишиме арестованных содержали в камерах предварительного заключения в здании милиции (ул. им. Пономарёва, 31) и здании тюрьмы (ул. Артиллерийская, 14). Там же предположительно производились расстрелы. Захоронения устраивали в безымянных могилах за городом, в т.ч. в районе Мещанской рощи, которая теперь вошла в городскую черту. В 1989 выявлены братские могилы в лесу у дер. Борки Ишимского района.
2-й ведущий: Место расстрела в деревне Борки показал очевидец - в те годы мальчонка живший на самой западной улице. По ночам проезжали машины и везли людей. Потом были выстрелы. А затем это место было заложено хворостом и подожжено. Он являлся свидетелем этого. При раскопках нами были обнаружены тела людей на небольшой глубине - не более метра над поверхностью. Верхний слой почвы был золистый, что указывает действительно, что жгли ветви. Были обнаружены кружки и предметы первой необходимости, то есть людей везли сюда пообещав им пересылку -иначе все вещи оставили бы в тюрьме. Были котомки. Что могилы быстро заполнялись водой.
С начала 1990-х годов здесь при содействии городской и районной администраций ежегодно проходят поминальные службы, собирающие детей и родственников репрессированных.В 1993 силами прихода Богоявленского собора на этом месте по инициативе епископа Евтихия установлен поклонный крест, у которого в День памяти жертв политических Репрессий 30 октября ежегодно проходит поминовение.
В нашем селе на сегодняшний день проживают 19 человек, которые подверглись репрессиям это:
1. Атрохов Е.Н.2. Бобрикова Т.С.3. Плотникова А.И.4. Зайц А.А.5. Гартман А. И.6. Краснова Э.М.7. Крымова В.А.8. Карх В.Г.9. Черданцева М. М.10. Редозубова Э.Г.11. Сергеева Н. А.12. Скрипина М. Д.13. Степанова М.А.14. Юрченко А.А.15. Скорикова Т.Н.16. Миллер Э.Г.17. Миллер А.А.18. Фогель М.Я.19. Фогель В.Я.
4-й ведущий обращается к приглашённым гостям (бывшим репрессированным) с вопросом “Как повлияли репрессии на Вашу судьбу?”.
3-й ведущий:
Люди, сквозь призму сегодняшних дней
Помните зверство кровавых вождей.
Их произвол мы не можем забыть.
Нужно его навсегда запретить.
Память замученных в пытках священна.Память убитых в застенках нетленна.
Где их могилы? Никто нам не скажет.
Пусть на тела их земля пухом ляжет.
Жертвам репрессий с открытой душой.
Провозгласите всевечный покой.
Свечи поставьте, колени склоните
Память о них навсегда сохраните.
Предлагаю почтить память безвинно погибших минутой молчания.
Минута молчания, МЕТРОНОМ
2-й ведущий:
Из-под каких развалин говорю, Из-под какого я кричу обвала Как в негашеной извести горю Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой И вечные навек захлопну двери, И всё-таки узнают голос мой, И всё-таки ему опять поверят.
Вам, пережившим горе в полной мере, Порой не знавшим – доживёшь ли до рассвета. Не потерявшим дух в стремленьях и вере От всей души желаем – многая вам лета.
Дорогие друзья, на этом наша встреча подошла к концу. Мы рады, что этот час вы провели сегодня с нами, ведь никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям.
До свидания!
До новых встреч!