Технологическая карта урока биологии по теме Строение и жизнедеятельность бактерий


Приложение 4 к положению о профессиональном конкурсе «Педагог нового времени»
Технологическая карта учебного занятия (мероприятия)
Ф.И.О. педагога Попович Елена Владимировна
Предмет Биология
Класс 6 класс
УМК И.Н. Пономарева
Тема учебного занятия (мероприятия) «Бактерии»
Место и роль учебного занятия (мероприятия) в изучаемой теме Открытие новых знаний
Цель (планируемые результаты) К концу урока ученики смогут назвать признаки бактериальной клетки, их формы, объяснят способы питания и размножения, распространение бактерий.
Время Название этапа учебного занятия Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов учебного занятия) Формы организации деятельности учащихся Действия педагога по организации деятельности учащихся (задания) Действия учащихся Планируемый результат Инструменты и процедуры диагностики достижения планируемых результатов занятия
1. Организация начала занятия
2мин Установка и мотивация
Проблематизация и актуализация необходимых знаний. фронтальная Проверка готовности к уроку, Установление эмоционального контакта
Задает проблемные вопросы. Подготовка учащихся к работе на занятии
Высказывают свое мнение
Полная готовность класса и оборудования,
включение учащихся в деловой ритм 2. Целеполагание3 мин. Определение темы. Поставят цель урока и спланируют шаги по достижению цели.
фронтальная Инициирует учеников на определение темы и постановку цели, корректирует.
Определят тему урока
Поставят цель урока, определят задачи
Зафиксируют тему на индивидуальном рабочем листе
Зафиксируют цель на листе
Цель сформулирована.
Задачи поставлены. Тема и цель зафиксированы на доске и в рабочем листе.
3. Открытие новых знаний
3мин.
4.Первичное закрепление. Обобщение
4мин.+7мин.
Физминутка 1 мин
Работа в парах с микроскопом

Работа с текстом
1п.- строение бактерий
2 п. питание бактерий
3 п.- размножение
4п. споры
5п.- формы клеток бактерий
6п.- распространение бактерий
Обмен информацией
Парная.
парная
Фронтальная, индивидуальная Проводит инструктаж
Корректировка действий ученика
Объясняет действия ученика
Проводят практическую работу. Рассмотрят микропрепарат бактерий, определят формы бактериальной клетки, обменяются мнениями.
Читают текст, выделяют главное,
рассказывают кратко, слушают выступления, заполняют рабочий лист
Работают с текстом
Слушают выступающих, заполняют опорный конспект
Выявляют новые термины Рассмотрят микропрепарат, определят формы, обменяются мнениями
прочитают текст, выделяют главное,
расскажут кратко, выступят, заполнят рабочий лист
Заполненная схема опорного конспекта
Записывают термины с определениями заполнят рабочий лист
Представление результатов
Заполнение опорного конспекта
\Записаны термины :Прокариоты, аэробы, анаэробы, сапрофиты, паразиты, автотрофы, гетеротрофы
Кокки, бациллы спириллы, вибрионы, спора.

Физкультминутка
1мин
5.Творческая работа
10мин.
Развитие творческих способностей
1пара – шифровщики,
2пара - ученые микробиологии (рейтинг интересных фактов о бактериях)
3пара. Сочинить стихотворение по теме (по рифмам)
4пара - Составляет листовку против кариеса (подобрать раздатку)
5пара - аналитики
6пара - учитель составляет вопросы по теме
парная
парная Раздает задание, дает установку на работу.
Подбирает задания и создает условия для представления результатов Выполняют задание
Представят результат работы Выполняют задания
Слушают выступления
Представление результатов
Выступление
6.Оценивание и подведение итогов.
2мин.
7.Рефлексия
2мин. Способствовать развитию умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ работы на уроке, делать вывод по цели.
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная Обращает внимание на цели, показывает критерии оценивания
Инициирует учеников высказать свое мнение Отвечают на вопросы, делают вывод ставят оценку и отметку себе
Высказывают своё мнение Ответы, выводы по цели, оценят себя по критериям. Заполнен лист достижений, выставлены отметки и оценки
8.
Домашнее задание
1мин. Мотивация на продолжение изучения темы индивидуальная предлагает разноуровневые задания выбирают задания Приложение 5 к положению о профессиональном конкурсе «Педагог нового времени»
Форма организационного проекта мастер - класса
Тема: Технология мыследеятельности «Алфавит»
Участники: До 30 человек
Цель (планируемые результаты)Назначение технологии “Алфавит” заключается в развитии мышления, интеллекта, сознания учащихся через организацию следующих процессов: — мыследеятельность — активизация мыслительной деятельности детей, самостоятельная мыслительная деятельность, выполнение различных мыслительных операций для решения проблемы; — смыслотворчество — каждый учащийся, участник технологии, имеет возможность создать свой смысл по обсуждаемой проблеме и обогатить его в процессе обмена смыслами с другими участниками; - творческая познавательная деятельность — познавательная деятельность по созданию нового смысла о чем-либо, основанная на интуиции, импровизации имеющейся информации и опыте деятельности.
Время Содержание деятельности Организационная форма Предполагаемый результат
Вводная беседа. Среди понятий, которые можно предложить учащимся, могут быть любые термины, предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание любой дисциплины, области знания или сферы деятельности. Педагог знакомит учащихся с порядком и условиями проведения технологии, предлагает понятия, которые будут рассматриваться в процессе ее реализации. Получат представление о технологии
Первый этап. Смыслотворчество На этом этапе педагог предлагает учащимся раскрыть смысл изучаемого понятия (в нашем примере — это “Окружающая среда”), заполнив технологическую карту (вписать маркером в каждую строку с соответствующей буквы алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл изучаемого понятия).Поочередно каждому учащемуся (или одновременно двоим учащимся) предлагается вписать в технологическую карту свои понятия. Каждый ученик может записать от одного до нескольких понятий, В зависимости от желания можно подходить к технологической карте много раз, записывая на нее понятия. Учащийся, записывая свое понятие на технологическую карту, называет его вслух. Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу, и тогда, когда на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно словопонятие. Заполнят таблицу
Второй этап. Аналитический . На этом этапе учащимся предлагается из всех записанных на технологической карте слов выделить три, которые наиболее отражают сущность изучаемого понятия. Выбор каждого участника технологии педагог отмечает на технологической карте точкой (плюсом и т.д.), поставленной над выбранным словом. После того как отмечен выбор всех участников технологии (в том числе и педагога), учитель называет слова, получившие большее число выборов и подчеркивает их маркером. Выделенные понятия — это мнение группы о сущности изучаемого понятия. Выберут основные понятия
Третий этап. Рефлексивный. Заканчивается реализация технологии анализом деятельности участников, их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим: - зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось; — определите причины этого состояния; — оцените свою деятельность и важность этой технологии для себя. При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику технологии. Технология “Алфавит” является достаточно универсальной, она не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Ее можно использовать с учащимися любого возраста — начиная с начальной школы и заканчивая выпускниками, со студентами на занятиях психолого-педагогических курсов. С учителями и руководителями можно рассмотреть понятия “диалог”, “монолог”, “диагностика”, “целеобразование” и др. Технологию можно совершенствовать. Один из вариантов: предложить участникам создать две творческие группы и заполнить каждой из них свою технологическую карту по двум сравниваемым темам, например диалог — монолог, природная среда — социальная среда и т.д. Составят логическую цепочку.