открытый интегрированный урок Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов


Урок-экскурсия по теме
«Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов».
Цели:
Учебно-коррекционные:
познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и художников посвящённых осени;
показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства;
учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе картины или знакомстве с музыкальным произведением;
Коррекционно – развивающие:
совершенствовать технику чтения;
закреплять навыки осмысленного чтения стихотворения;
развивать память, воображение, мышление;
расширять и активизировать словарный запас детей;
формировать навыки работы кистью и красками;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.
воспитывать уважение и чувство гордости к людям искусства;
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, корточки с поэтическими произведениями, дидактические карточки с заданиями, репродукции картин о осени известных художников, лист бумаги формата А4 для живописной работы, кисти, краски, баночки с водой.
Ход урока.
I. Подготовительная часть урока.
1.Организационная
2.Нервно – психическая
Учитель чтения: Прозвенел и смолк звонок, подготовка
Начинается урок. учащихся
Учитель ИЗО и музыки: Все за парты тихо сели,
И на нас все посмотрели.
3.Дидактико – психическая
II. Основная часть урока.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель ИЗО:
а) Программированное задание. Игра «Цветные слова».
Ребята, посмотрите, в геометрических фигурах спрятались буквы.
Слайд 1

Е У Л


Ь М О

С Т Н
Выберите фигуры нужного цвета и формы и сложите их в последовательности, соответствующей схеме.
Слайд 2


б) Закрепление понятий: времена года.Беседа об осени.
Учитель чтения:
Какое слово получилось у вас? Правильно осень.
Слайд 3
О С Е Н Ь
Какие осенние месяцы вы знаете?
А что такое осень?
Слайд 4
Осень – это тучи,Лужи и дожди.Слякоть, непогода.Ждёт зимы природаИ тепла от солнышка Ты уже не жди. Осень – это листьев Чудо – разноцветье, Нити паутинок, Хризантем цветенье.Осень – это птицыК югу полетели,Это листопада Плавное круженье.
Слайд 5
О каких приметах осени говорится в стихотворении?
Слайд 6
в) Программированное задание.Игра «Игра в предложения».
Учитель чтения:
1 2 3 4 5 6
А НАСТУПИЛА ЛЮДИ БУДЕТ ГРИБАМИ И ЛИСТОПАД
Б ГОТОВЯТСЯ ЦВЕТ В ОСЕНЬ МЕНЯТЬ ХОДЯТ
В ЛЕС НАЧИНАЮТ К ЗА ЛИСТЬЯ ПЕРЕЛЁТНЫЕ
Г СКОРО ОТЛЁТУ СВОЙ СПЕЛОЙ ПТИЦЫ БРУСНИКОЙ
Проверьте:
Слайд 7-10
Наступила осень.
Скоро будет листопад.
Птицы готовятся к отлёту.
О каком времени года вы прочитали предложения?
2. Первичное обращение к источнику знаний.
а) Работа над темой урока.
Учитель чтения:
Тема нашего урока звучит так «Осень в произведениях поэтов, писателей и композиторов».И сейчас нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства и в мир волшебницы Осени.
Слайд 11
Учитель ИЗО:
Осень. «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно.
Учитель чтения:
Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.
Учитель ИЗО:
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
б) Рассказучителя«Осень в поэзии».
Учитель чтения: И так наше путешествие начинается.
Слайд 12
Посмотрите, какие красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. Именно про такой осенний наряд и написал в своём стихотворении «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Слайд 13
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И. Бунин
Слайд 14
Какое настроение оно вызывает? (Радостное, веселое.)
А почему? (Осень яркая, красивая.)
Найдите и прочитайте выражения, где передаётся яркость осенних красок в лесу. С чем Бунин сравнил лес?
А что ещё дополняет картину осеннего леса? Что можно почувствовать, вдохнув воздух в лесу? (Запахи.)
Найдите и прочитайте эти строчки. (Лес пахнет дубом и сосной.)
Что можно в этой тишине? (Расслышать листика шуршанье.)
Так какая осень у Бунина? (Яркая, живая, многоцветная, вызывает радость, восхищение.)
Слайд 15
Осень.
Поспевает брусника Стаи птиц улетаютСтали дни холодней Прочь за синее море
И от птичьего крика Все деревья блистают
В сердце только грустней… В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся-
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Понравилось вам стихотворение?
Слайд 16
Какие чувства вы испытывали, слушая его? (Грусть, печаль)
Какие картины вы представили, слушая стихотворение? (Крики улетающих птиц, блеск деревьев, вянущие цветы)
Как описывает автор осень? (С нежность, любовью)
в)Чтение стихов об осени учащимися.
А вы, ребята, знаете стихи об осени?
Слайд 17
Ученик:
Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца...Чахлая рябинаМокнет под окном,Смотрит деревушкаСереньким пятном.Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла!.... Алексей ПлещеевМолодцы ребята. Мы с вами прослушали отрывки из произведений замечательных русских поэтов. Давайте вспомним фамилии этих поэтов.
г) Тематическая физминутка.
Ребята, мы с вами долго путешествовали, и теперь настало время отдохнуть.
(Проводится тематическая физминутка с заранее подготовленным ребёнком).
Осень.
Входит осень в лес дремучий, Шаги на месте, с высоким подниманием ног.
Машет жёлтой кистью, Встать, движения руками над головой вправо- влево
Ветерок сгребает в кучи Наклон вперёд, движения
Золотые листья, согнутыми в локтях руками к груди.
И они, забывши ветви,
Кружат по поляне… Поворот кругом, руки вверх.
Осень встала на опушке
В жёлтом сарафане.
3. Повторное обращение к источнику знаний.
а) Рассказ учителя«Осень в музыке».
Учитель музыки: (читает на фоне музыки Свиридова «Весна и осень»Слайд 18
Тихо-тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом.В удивительном наряде,Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. В даль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой…Это музыка торопитИ ведёт нас за собой.
За свою неповторимую красоту осенняя русская природа была воспета не только писателями и поэтами, но и художниками, и композиторами. Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Антонио Вивальди, Йосиф Гайдн, Шопен, Чайковский, Свиридов и многие другие.
Слайд 19
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).
Вдохновлённый образами природы он написал цикл из 12 пьес, ставших вершиной его фортепианного творчества, и объединил их общим названием «Времена года». К каждой пьесе были подобраны четверостишья из стихотворений русских поэтов.
Слайд 20
Заголовком к «Осенней песне» стало стихотворение Алексея Константиновича Толстого, которое мы услышим в исполнении Редичкина Максима.
Учащийся:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Ребята, сейчас мы с вами внимательно послушаем пьесу П.И.Чайковского и попробуем её проанализировать, используя карточки.
Слайд 21
Презентация «Осенней песни»
Прослушивание и анализ музыкального произведения.
Слайд 22-23
Ребята, а сейчас мы с вами проведём музыкальный анализ прослушанного произведения. Посмотрите на доску и скажите, пожалуйста, на каком инструменте исполняется это произведение? (Фортепиано)
Слайд 24-25
В каком ладу написана мелодия, в мажоре или в миноре, грустная она или весёлая? (Мелодия грустная, написана в миноре).
Слайд 26-27
Как движется мелодия скачками, поступенно или плавно? (Плавно, спокойно).
Слайд 28-29
В каком темпе написана мелодия? (Медленный темп).
Слайд 30
__ Какие картины осени вы представляли себе, слушая это произведение? Какую осень изобразил композитор в этом произведении? (Грустную, печальную, задумчивую,, дождливую, хмурую, позднюю)
А сейчас мы с вами увидим совершенно другую осень яркую и волшебную.
в) Рассказ учителя «Осень в живописи ».
Как вы думаете, можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
Конечно, можно! О ней пишут стихи поэты, сочиняютмузыку композиторы, её рисуют художники. У поэтов – слова, у композиторов – звуки, а у художников – краски.
Исаак Ильич Левитан очень сильно любил родную природу, и говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..»
Слайд 31
Картины Левитана часто называют шедеврами, и сейчас мы познакомимся с одним из них, перед вами картина "Золотая осень".
Слайд 32
Эта картина полна любви к родной природе. Перед глазами открывается спокойный день в середине осени, русский простор: поля, рощи, узкая речка с невысокими берегами. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета.Солнце светит, но уже не так ярко.Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса.Левитан, как и многие художники, любил березы и поместил их на переднем плане.
III.Заключительная часть.Итог урока.
а) Беседа о красках осени.
Ребята, – А сейчас мы с вами попробуем изобразить свою осень, которую каждый из вас увидел и почувствовал.
Давайте на память о сегодняшней экскурсиинарисуем свою «Золотую осень». Перед вами листы бумаги с нарисованными деревьями. Ваша задача, используя технику «примакивания» прикладывать кисточку к бумаге, не проводя линий, нарисовать листочки дерева «красками Осени». И не забывайте, что цвет осени – это не один цвет, а целая палитра, которую невозможно описать словами. Те невероятные краски, в которые осень окрашивает деревья и травы, содержат в себе множество оттенков. (Выбор цветов осени).
Слайд 33-34
б) Выполнение учащимися работы – рисование осенней листвы. (Звучит музыка Фредерик Франсуа Шопен - Мелодия любви - Слёзы осени).
Ребята, наши деревья оделись в осенние наряды. И мы можем «посадить» свою рощицу. (Учитель прикрепляет работы на доске, создавая рощу из украшенных деревьев.)
В какое время года мы с вами сегодня совершили путешествие? (Осень).
Какой мы видели сегодня осень? (Весёлую, грустную, печальную, яркую, золотую, задумчивую). (Дети выбирают карточки, характеризующие осень, и прикрепляют магнитами к доске).
А что нам помогло увидеть осень? (Стихи, музыка, картина)
А с произведениями каких авторов мы сегодня познакомились? (И. Бунин, К. Бальмонт, А. Плещеев, П.И.Чайковский, И. И. Левитан).
в) Вывод:
Слайд 35
Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Оно не только несёт красоту в мир, но и объединяет людей, чтоб сделать наш мир ярче и добрее.
2.Оценка знаний учащихся.
Спасибо за внимание и за работу!