Представление материалов из опыта работы по теме: «Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления»

О.Н. Иваненко
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж»
Г.Братск


СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ



Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведено всего одно- два занятия в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.
Современный преподаватель нередко сталкивается с тем, что историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на занятии студент забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. Если материал всей темы просто предлагается на нескольких занятиях через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает студента, в его голове образуется каша из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учащимся, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий - вот главная суть структурно-логических схем на занятиях по истории.
Применение структурно-логических схем предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи - существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки - портреты, творческие задания.
Применение структурно-логических схем на занятиях по истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.
Студенты достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом структурно-логических схем. Они достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Особо необходимо выделить значение структурно-логических схем для слабых студентов. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие учащиеся часто теряются, замыкаются в себе и, в конечном итоге, теряют всякий интерес к предмету. Структурно-логическая схема, в таком случае, становится опорой. Она позволяет без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
По мере работы со структурно-логическими схемами студенты выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять структурно-логические схемы. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе преподавателя. Данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.
Строить преподавание истории на использовании одних только структурно-логических схем нельзя. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение множества фактов. Но система структурно-логических схем интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности студентов, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Структурно-логические схемы позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии студентов при изучении истории.
Наиболее существенными элементами системы структурно-логических схем можно обозначить:
1. Блочное модульное построение учебного материала;
2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на занятиях под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений;
4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии.
Система структурно-логических схем, по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд преимуществ:
Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений студентов; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
Концептуальная и организационная простота, которая позволяет достигать реальных результатов в решении задач, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность студентов при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов.

Список литературы:
Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008
Данилов А. А. История России в таблицах. ХХ век. 9 - 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
Козиев С. Ш., Бурдина Е. М. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2006
Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: X - XVIII вв.: 10 - 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: XX век: 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
Фортунатов В. В., Снигирев С. В., Фирсов А. Г. Отечественная история в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008













Заголовок 115