Природа химической связи. Ковалентная связь

Тема: Природа химической связи. Ковалентная связь
Цель: развивать представление о природе возникновения химической связи, о разновидностях химической связи.
Задачи:
1.сформировать представление о возникновении химической связи, о ее разновидностях;
2.содействовать развитию мышления, способствовать формированию приемов учебной работы, умение работать с информацией;
3.содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Метод: словесный, наглядный
Средства обучения: учебник, презентация


Технологическая карта

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Организационный момент (1мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих
Приветствие, подготовка к уроку

Актуализация знаний (7 мин)

2.1.Проверка домашнего задания
(4 мин)
2.2.Мотивация
(3 мин)



Фронтальный опрос класса

Мотивирует изучение новой темы, обеспечивает включение учащихся в изучение новой темы



Слушают, отвечают на вопросы

Осмысливают, анализируют тему


Формирование новых знаний
(25 мин)

3.1.Понятие химической связи (8 мин)

3.2.Ковалентная связь (8 мин)

3.3.Физминутка (2 мин)

3.4.Образование ковалентной связи (7 мин)






Рассказывает про образование химической связи

Объясняет образование ковалентной связи



Записывает примеры образования ковалентной связи






Слушают учителя, записывают в тетради

Слушают, записывают




Записывают примеры образования ковалентных связей

4.Применение новых знаний (8 мин)
Предлагает составить образование ковалентных связей

Работают в тетрадях, составляют схемы образования элементов

5.Домашнее задание
(1 мин)
Объясняет выполнение домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники

6.Рефлексия (3 мин)
Организует рефлексию деятельности
Оценивают свою работу на уроке




План-конспект
1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие, проверка отсутствующих и готовности класса
2. Актуализация знаний (7 мин)

2.1. Проверка домашнего задания (4 мин)
«Фронтальный опрос класса»:
1) Укажите признаки, по которым элементы объединяются в группы и периоды.
2) Как определяется радиус атома в группе и в периоде.
3) Как изменяются металлические свойства в группе.
4) Как изменяются неметаллические свойства в периоде.
5) Какой слой можно назвать завершенным.

2.2.Мотивация (3 мин)
Очень немногие элементы в природных условиях могут существовать в форме одиночных атомов. Это благородные газы – гелий He, неон Ne, аргон Ar и остальные элементы группы VIIIА, простые вещества которых одноатомные молекулы.
Остальные элементы при обычных условиях существуют в виде различных простых и сложных веществ. Число атомов, входящих в состав молекул таких веществ, колеблется от двух (H2, O2, Cl2, HCl) до нескольких сотен и даже тысяч.
Почему же атомам выгодно соединяться (связываться) друг с другом? Какие силы удерживают их вместе?
Атомы различных элементов в составе того или иного вещества удерживаются вместе благодаря наличию химической связи между ними.
3.Формирование новых знаний (25 мин)
3.1. Понятие химической связи (8 мин)
Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает отдельные атомы в более сложные системы (молекулы, кристаллы и др.).
Химическая связь:
1. имеет электростатическую природу, т.е. определяется действием кулоновских сил (притяжения частиц с разноименными зарядами и отталкивания частиц с одноименными зарядами).
2. при образовании химической связи всегда должна выделяться энергия. Это является необходимым условием образования любой химической связи.
3. стремление атомов к понижению своей энергии, т.е. к достижению более устойчивого, стабильного состояния, и является основной причиной образования химической связи между двумя или более атомами.

Среди атомов различных химических элементов наиболее стабильным электронным строением обладают атомы благородных газов. У атомов He (гелия) на внешнем электронном слое находится 2е. У атомов остальных элементов VIIIA-гр. по 8е. Следовательно, у этих атомов внешний электронный слой завершен. Это и является причиной их инертности (бездеятельности). При обычных условиях они практически не взаимодействуют с другими атомами и не образуют химических соединений. Их молекулы одноатомны.
Атомы других химических элементов стремятся приобрести электронное строение атомов ближайшего благородного газа, так как оно является наиболее стабильным.
Различают 3 типа химической связи:
-ковалентную;
-ионную;
-металлическую.

3.2. Ковалентная связь (8 мин)
Все молекулы образованы из атомов за счет ковалентной связи.
Образование молекулы водорода H2 из отдельных атомов один из наиболее простых примеров возникновения ковалентной связи.
При сближении атомов ядро каждого из них притягивает к себе электронное облако другого. В результате облака обоих атомов перекрываются так, что между ядрами возникает область повышенного отрицательного заряда, которую обычно наз. областью повышенной электронной плотности.
Между атомами возникает прочное взаимодействие, которое и назыв. химической связью.
Схематически образование молекулы водорода можно изобразить так:
H + H H H
Точками на схемах при химическом знаке элемента обозначаются электроны внешнего электронного слоя, а двумя точками в формуле пара электронов.
Обобществленная пара электронов часто показывается с помощью черточки, напр.:
HH
Эта черточка обозначает ковалентную связь.
Ковалентная связь это химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между двумя атомами.
Как правило, ковалентная связь возникает между атомами неметаллов.

3.3.Физминутка (2 мин)

3.4.Образование ковалентной связи (7 мин)
Рассмотрим образование более сложной молекулы хлора Cl2.

Пары электронов внешнего электронного слоя, которые не участвуют в образовании связей, также показываются на схемах с помощью черточек:
Cl Cl
Таким образом, черточка на схемах строения молекул обозначает всегда пару электронов. Такие схемы часто называют графическими или структурными формулами. Для молекулы водорода графическая формула вам уже известна: НН.
Если атомы соединены между собой с помощью одной общей электронной пары, то такая ковалентная связь называется одинарной. Но между двумя атомами может возникать и большее число связей. В таких случаях говорят о кратности связи, понимая под этим термином число электронных пар, участвующих в образовании ковалентной связи.
Два атома кислорода при образовании молекулы O2 обобществляют уже не одну, а две пары электронов:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В молекуле азота N2 атомы связаны между собой тройной ковалентной связью:

Чем больше общих электронных пар связывают два атома между собой, тем меньше расстояние между их ядрами, тем прочнее образованная молекула. Например, связь между атомами кислорода в молекуле О2 более короткая и более прочная, чем в молекуле водорода, так как она образована одной общей электронной парой.

4.Применение новых знаний (8 мин)

1)Составьте электронные схемы образования ковалентной связи в молекулах F2 и I2.
2)Составьте электронную схему образования Br2.
3)Какая из молекул Cl2, O2, N2 более прочная?

5.Домашнее задание (1 мин)
§15, §16 упр.8.

6.Рефлексия (3 мин)
Закончите предложения:
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал.
На этом уроке меня порадовало
Я похвалил бы себя
После урока мне захотелось..
Было трудно
Меня удивило