Разработка урока Донецкий край в творчестве современных писателей


Разработка урока
на тему «Донецкий край в творчествесовременных писателей Донетчины.
Творчество Евгения Легостаева».
Автор: Федорченко О.Л.
Место работы: ОШ I-III ст. .с .Великая Шишока г.ШахтёрскаДолжность: учитель литературы.
Предмет: литератураТип урока: комбинированный
Класс: 7
Цель: - овладеть основными понятиями темы, закрепить умения анализировать стихотворения, закрепить навыки выразительного чтения, научить уважительно относиться к своей Родине, испытывать гордость за неё, расширить знания о поэтах родного края, закрепить умения пользоваться толковым словарём, научить работать в группе, умение выслушать друг друга.
Оборудование: раздаточный материал, словари С.И.Ожегова, мультимедийная доска.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Слоган урока: «В который раз я говорю слова любви к родному краю». (Е. Легостаев)
Ход урока:
Организационный, этапВступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку.(Проверяют готовность к уроку)
Сегодня у меня очень хороше настроение.
А какое настроение у вас? Покажите тот символ, который соответсвует вашому настроению. (Оценивают своё эмоцивльно состояние смайликами , лежащими у них на партах). (Приложение 2)
Однажды великий французский философ Жан Жак-Руссо сказал своим ученикам : «Вы талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Я желаю вам сегодня на уроке хорошей работы и убедиться в справедливости этих слов.
Актуализация опорных знаний
Мотивация.
Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество поэтов родного края. Узнаете новые имена и познакомитесь с их творчеством.
А сейчас я вам прочитаю стихотворение уже известного вам поэта, которого мы изучали. А вы мне назовёте имя этого поэта и название стихотворение(читаю отрывок стихотворения В.Сосюры «Донеччина моя!». На экране появляется текст стихотворения)
Молодцы! Правильно. Это стихотворение Владимиира Сосюры, которое называется «Донеччина моя!»
Сегодня мы ещё раз вернёмся к его творчеству. И узнаем имя другого поэта, который прославлял красоту родного края..
А сейчас вспомните материал прошлого урока – биографию Владимира Сосюры. И всё , что вспомнили запишите на листах , которые у вас на партах в графу «Знаю». (заполняют таблицу, работа в группах) (Приложение 1)
И так, что у вас получилось? Каждой группе предоставляется слово. Внимательно слушайте друг друга и старайтесь не повторяться.(Ребята дают ответы)
Умнички! Очень много вспомнили о нашем поэте-земляке. А сейчас давайте прочтём его стихотворение выразительно. (Читают 3 учащихся по желанию)
Сообщение темы и задач урока-На сегоднешнем уроке мы познакомимся с ещё одним поэтом-земляком Евгением Ивановичем Легостаевым, пронимся красотой родного края через его стихотворения.
- А сейчас возьмите в руки свои таблицы и вместе с вашей группой ребят попытайтесь заполнить 2 графу «хочу знать», вписав в неё, то что бы вы хотели узнать о творчестве нашего земляка. (Заполняют таблицу, а потом зачитывают)
4. Физминутка.
- А сейчас немного отдохнём . Выйдите пожалуйста из-за парт и повторяйте за мной.
Раз - подняться, потянутьсяРаз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
(делают 2 раза)
Изучение нового материала.
Сейчас ребята, я представлю вашему вниманию презентацию о жизни и творчестве Е.Легостаева. А ребята расскажут вам более подробно.(На экране презентация. Выступают подготовленные ученики.).
5.1. Визуализация(создание зрительных образов)
Чтение учителем.
112712564389000Сейчас хочу прочитать вам стихотворение, которое мне очень понравилось. Когда я буду читать стихотворение вы закройте глазки и пстарайтесь представить себе картину, изображённую в стихотворении.(Читаю стихотворение без названия)
5.2.Обмен впечатлениями.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- О чём это стихотворение?
- Как бы вы назвали это стихотворение?(предлагают свои названия)
- Ребята у вас замечателные идеи. Но Евгений Легостаев назвал его «Баллада о матери».
- Согласны вы с тем, что это название очень красивое? Подходит ли оно к этому стихотворению?(отвечают на вопросы)
5.3. Закрепление знаний
Работа по развитию речи.
Раздаточный материал(приложение 5)
Прочитайте стихотворение. Найдите в нём не понятные вам слова и выражения, подчеркните их. (Читают стихотворение и подчёркивают незнакомые слова.)
Какие непонятные вам слова встретились ?
Как вы их понимаете?
2. Объяснение незнакомых слов по толковому словарю С.И.Ожегова(по группам)
- Сейчас попробуйте объяснить значение этих слов воспользовавшись словарём С.И.Ожегова.
- Теперь , пожалуста, зачитайте нам значения ваших непонятных слов , как нам расталковывает С.И.Ожегов в своём словаре.
(Зачитывают ответы)
Молодцы ребята. А сейчас я представлю вашему вниманию стихотворение Е.Легостаева, которое не оставит равнодушными вас. И может быть подтолкнёт вас к написанию стихотворения о родном крае.(На экране стихтворение Е.Легостаева, у учащихся на партах текст стихотворения)

Правда очень красивое стихотворение? Сейчас мы с вами проведём анализ этого стихотворения. На партах у вас лежат вопросы для анализа. Каждой группе задания разные. И одним из заданий является составить синквейн. Давайте вспомним , что это такое и как его делают. (На экране появляется правила написания синквейна. Приложение 3.)
Вопросы для 1 группы.
Какие слова помогли поэту передать любовь к родному краю?
Каким вы представляете лирического героя? Составьте синквейн (стихотворение , состоящее из 5 строк)
Вопросы для 1 группы.
Найдите в стихотворении все возможные художественные средства, которые автор использует в стихотворении.
Каким вы представляете лирического героя? Составьте синквейн (стихотворение , состоящее из 5 строк)
(работа выполняется 5-8 минут)
(дают ответы)
Молодцы! Хорошо поработали.
Прежде чем готовиться к выразительному чтению стихотворения давайте обратимся к памятке выразительного чтения. Как же нам необходимо правильно читать. (Приложение 4)
Итог урока.
Вы сегодня очень отлично поработали. Все были активными, старались отвечать правильно. На партах у вас лежит таблица и в ней ещё не заполнена третья графа. Предлагаю сейчас вам её заполнить. (Заполняют графу «Узнал»).
Теперь давайте по очереди назовём, что сегодня вы узнали.(ребята зачитывают информацию с таблицы).
Чему был сегодня посвящён урок? Что вы сегодня узнали? Какое вам стихотворение понравилось больше всего? Вам понравился сегоднешний урок? Чем?(использую приём «Микрофон»)
Домашнее задание.
Это всего лишь малая часть стихотворений Евгения Легостаева. Дома вы самостоятельно изучите другие стихотворения Е.Легостаева. а сейчас домашнее задание. Задание будет на выбор. Но чем сложнее задание, тем большая вероятность получить высокий бал. Я вам предлагаю выучить наизусть стихотворение Е.Легостаева (на выбор учащихся); сделать полный анализ стихотворения Е Легостаева. Стихотворение выбираете сами. Написать сочинение –миниатюру на тему «Мой родной , любимый край, как же ты мне дорог!».