Конспект урока по развитию речи на тему Весна пришла

Министерство образования РФ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Калужской области «Кировская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».














План-конспект по развитию речи
Урок- соревнование «Весна пришла».

в 6 «в» и 7 «в» классах.
































Составитель:
Учитель:
высшей квалификационной
категории
Марьина Галина Ильинична

Тема «Весна пришла».


ЦЕЛЬ:

закрепить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.


ЗАДАЧИ:

Формирование реалистических представлений о природе; обобщение, систематизация и закрепление представлений учащимися об изменениях в природе весной.

Развитие умения анализировать устанавливать причинно-следственные связи; развитие диалогической и монологической речи.

Работа над внятностью речи детей.

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу


ОБОРУДОВАНИЕ:


Демонстрационный материал:

ТСО: мультимедийный проектор презентация «Весна пришла» магнитофон музыкальное сопровождение.


Практический материал:

Эмблемы с обозначением логотипов команд, плакаты с названиями команд, элементы костюмов весны весенних месяцев воздушные шарики разрезные предложения цветы из бумаги картинки с изображением птиц.

















Введение в тему.


- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить? - Я думаю
- Мне кажется
- По-моему
Давайте, внимательно посмотрим на экран.

( слайд № 1 – стихотворение о весне)

И дружно читаем стихотворение:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Весной.

Правильно, ребята, всё это бывает весной! Сегодня
мы будем говорить о весне.


( слайд № 2- иллюстрация о весне)

И тема нашего занятия Дети читают: « Весна
пришла».
( слайд № 3- тема: « Весна пришла!»)


Сегодня наше занятие пройдёт необычно. Мы будем
соревноваться.
Итак, у нас сегодня соревнование. Как мы будем работать? Быстро думать,
отвечать,
выполнять.
( слайд № 4- надпись « Быстро думать, отвечать,
выполнять.)


Молодцы ребята!
Соревнование – это значить, всё надо делать быстро, чтобы
победить.
Хотите узнать, какое главное правило соревнования?
Для этого вам надо выполнить задание.

Упражнение для глаз.

( На экране слайд № 5 )

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Д В Б Л Ё С Т Е Р О А Ы Й


1 8 4 11 13 2 6 5

3 12 6 7 9 10

Вместо цифр вы должны подставить буквы и получится
наш девиз.


Итак- первое слово: - Делай
Второе слово: - Всё
Третье слово: - Быстро

( слайд № 6 – появляется надпись: « Делай всё быстро»).


И наш девиз: - Дети читают:
«Делай всё быстро»


Ребята повторите тему нашего занятия. – Весна пришла.
Как называются весенние месяцы? - Март, апрель, май.
Когда начинается весна? - Весна начинается
первого марта.
Какой сейчас месяц? - Сейчас март.


Звучит музыка. В класс входит девочка, переодетая
в костюм весны.

Весна: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в
гости. Вы узнали меня, кто я? - Весна.


Молодцы, ребята! Но я пришла к вам не одна, а с
помощниками. Как вы думаете с кем?


Ребята, вы знаете, с кем пришла весна? Чтобы вам было
легче догадаться, давайте решим кроссворд.

( слайд № 7 –изображение кроссворда)

В нашем кроссворде ключевое слово «весна».
Помощники спрятались под цифрами 1, 2, 3.

1. Как называется первый месяц весны? - Март.
2. Как вы думаете, какой второй весенний месяц? - Апрель.
3. В каком месяце заканчивается весна? - В мае.


Весна: Правильно! Вот мои помощники: март, апрель, май.
( На головы мальчиков одеваются шапочки с названиями месяцев)
Весенние месяцы будут помогать вести соревнование.

Ребята, давайте разделимся на две команды:

Первая команда – « Солнышко». – Команда встаёт,
представляется,
показывает плакат
с названием.

Вторая команда – « Дождик». – Команда встаёт,
представляется,
показывает плакат
с названием.

Оценивать вас будет жюри.

Команды вы готовы? - Да.

Начинаем соревнования.



Конкурсы.



Первый конкурс « Приметы весны».


Наш первый конкурс называется « Приметы весны».

( слайд № 8 –надпись « Приметы весны»).


Каждой команде даётся конверт с предложениями. Солнце светит ярче и
Выберите предложения, в которых говорится о греет воздух.
приметах весны. Дни становятся длиннее,
а ночи короче.
Звенит капель.
На земле появились
проталины.
Побежали ручейки.
Прилетели грачи.


·



( слайд № 9 – предложения о приметах весны).

Молодцы, ребята! Давайте, ещё раз прочитаем приметы
весны. Дети все вместе читают
приметы весны.

Весна: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
Порадовали меня!

Слово жюри.

Второй конкурс: «Отгадай загадку».



Наш следующий конкурс называется «Отгадай загадку».

(слайд № 10 – название конкурса)

Сейчас месяцы загадают каждой команде загадки.
Вы должны быстро и правильно ответить.


Месяц Март: Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. Это сосулька.
(на экране картинка)
(слайд № 11 – текст загадки)


Месяц Апрель: В небе шар золотой
Согревает нас с тобой! Это солнце.
(на экране картинка)
( слайд № 12 – текст загадки)



Месяц Май: Тает снег,
Бегут ручьи,
Птицы прилетают
Когда это бывает? Весной.
(на экране картинка)
(слайд № 13 – текст загадки)


Через поля, через луга Радуга.
Встала нарядная дуга. (на экране картинка)


(слайд №14 – текст загадки).


Молодцы, ребята! А, теперь своё мнение о вашей
работе выскажет жюри. Слово жюри.
Третий конкурс: «Перелётные птицы».

В класс входит мальчик, переодетый в костюм грача.
Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел.

Грач: Я всех перелётных птиц черней,
Чищу поле от червей,
Взад-вперёд по полю вскачь,
А, зовусь я птица Грач.


Правильно, грач. Грач зимующая или перелётная птица. Грач - перелётная
птица.


Верно, следующий наш конкурс называется:
« Перелётные птицы».

(слайд № 15 – название конкурса).


Приглашаются по одному человеку от каждой команды.

Сегодня к нам в гости прилетели ещё птицы, но они
спрятались. Вы должны найти только перелётных
птиц.

( слайд № 16 – перелётные птицы). Грач, жаворонок,
скворец, утка, журавли.


Физкультминутка «Танец маленьких утят».

Пока ребята выполняют задание, мы с вами отдохнём.

( слайд № 17 – изображение утки)

Ребята, посмотрите, кто это? Утка.
Утка- это птица? Да.
Утка, зимующая или перелётная птица? Перелётная.
Верно, молодцы. Утка предлагает нам станцевать
танец маленьких утят.

Все танцуют.

А теперь проверим задание конкурса.

Какая команда победила в этом конкурсе, решает жюри.




Конкурс четвёртый: «Весенние цветы».


Название конкурса вы отгадайте сами.
Наши помощники месяцы раздадут вам конверты в них
разрезанная картинка. Сложите её и узнаете название конкурса.
Первая команда. Ландыш.
Вторая команда. Подснежник.
Какие это цветы? Весенние.


( слайд № 18 – весенние цветы).


Ребята, напишите название весенних цветов. Мать- и- мачеха.
Подснежник.
Ветреница (слайд № 19 – картинки весенних цветов и их Ландыш.
название) Одуванчик.


Слово жюри.




Пятый конкурс: «Кто просыпается весной ?»



Вам предстоит последний конкурс. Он называется «Кто
просыпается весной ? »

Март и апрель дадут вам в руки по одному шарику. Внутри
шарика разрезное предложение. Вам нужно лопнуть шарик и всей
командой собрать предложение.

Команды собирают предложение.
Прочитайте, что у вас получилось. (один человек из команды
читает составленное предложение.

Первая команда. Медведь проснулся
весной.
Вторая команда. Ёж проснулся
весной.

(слайд № 20 – предложения с иллюстрациями)

А кто ещё просыпается весной? Змеи, ящерицы,
лягушки.

Слово жюри.


Подведение итогов.

Пока жюри советуется, давайте с вами вспомним
всё, о чём говорили на занятии. Посмотрите на
экран.

( слайд № 20 – деформированный текст).

Каждая команда пишет текст с пропущенными словами.

весна. Солнышко ярче и воздух. Наступила весна. Солнце
быстрые ручейки. перелётные . светит ярче и греет воздух.
От зимнего сна медведь и . Побежали быстрые ручейки.
На проталинах появились первые весенние цветы: Прилетели перелётные
, , , . птицы. От зимнего сна
проснулись медведь и ёж.
На проталинах появились
первые весенние цветы:
мать-и-мачеха, ландыши,
подснежники, ветреница.




Слово жюри.


Команда «Солнышко» набрала - баллов.
Команда «Дождик» набрала - баллов.


Весна: Молодцы, ребята! Наши весёлые соревнования
показали, что вы все умники и умницы, дружные, весёлые,
много знаете и умеете. У меня для вас есть подарки.

Наше занятие подошло к концу.
А, я от всей души желаю:
Весело в согласье жить,
Игры всякие любить.
Если будите дружней,
То найдёте 100 друзей!
Всем желаю я добра,
До свиданья детвора! До свидания!




Заголовок 115