Статья Развитие творческих способностей у младших школьников во внеклассной работе


Развитие творческих способностей у младших школьников во внеклассной работе.
В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий.
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество-это личностное качество, базирующиеся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.
Процесс творчества протекает в трех основных фазах -подготовительная, поисковая, исполнительная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья – с воплощением найденного решения в конкретный продукт.
Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз –умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт.
Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны.
Способы стимулирования творческих способностей:
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Внеклассная работа органически связана с учебной деятельностью, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам младшего школьника.
Это подход позволяет выделить следующие направления во внеклассной работе:
- всесторонний учет запросов учащихся, их индивидуальных способностей;
- формирование у детей интереса к изобретательской деятельности, научно-техническому творчеству, т.к. именно внеклассная работа с младшими школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться;
- ярко выраженный воспитывающий характер. Внеклассная деятельность в этом направлении может осуществляться в следующих формах: встречи с интересными людьми, праздники, викторины, театрализованные представления и т.д;
Особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:
- организация обучения на добровольных началах: дети-родители-педагог;
- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы;
- возможность для детей сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени.
Из этого следует, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников.
Реализовывать задачу развития творческих способностей можно использовать следующие формы внеклассной работы:
- индивидуальная работа детей;
- групповые занятия в кружках, студиях, и других творческих объединениях по интересам.
Внеклассная работа, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр, конкурсов, викторин и т.д. в моем классе проводятся такие мероприятия, как праздник «Посвящение в первоклассники», «Осенний калейдоскоп», «Я славлю руки матери своей…», «Новогодний огонек», «Для наших мама», посвященный 8 марта и т.д. в этих мероприятиях активное участие принимают и родители.В подготовке мероприятия принимает участие весь класс. Учащимся даются необычные задания по теме: сочинить сказку, поразмышлять над вопросом, нарисовать рисунок, составить кроссворд, разгадать ребус , прочитать дополнительную литературу. На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним вместе. Родители помогают сочинять сказки, сценарии, готовят оформление. На мероприятия приглашаются и мои бывшие ученики из других выпусков. Они на своем опыте убеждают детей, что нужно быть активными, творческими , чтобы жилось интереснее.