Доклад на тему: Тема: «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе».


Тема: «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе»
Работая в сельской школе более 10 лет, я сделала вывод, что воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность невозможны без приобщения учащихся к народной музыке. Это один из важнейших вопросов музыкального воспитания. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.
На уроках музыки провожу диагностику интересов и ценностей современного подростка. Её цель - выявить уровень заинтересованности школьников народной, фольклорной музыкой, народным творчеством, русской культурой. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса, поэтому нужно решить эту задачу: расширить кругозор учащихся и повысить их культурный уровень через использование на уроках и во внеклассных мероприятиях произведений русского фольклора.
В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется, главным образом, через разучивание песен. Поэтому нужно создать условия, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе на основе народных обычаев и традиций.
Для реализации поставленной цели я ставила перед собой задачи:
-приобщить учащихся к ценностям народной музыки, к истории родного края, к обычаям и традициям своего народа;
-развивать понимание истинно прекрасного;
-развивать творческие способности учащихся на основе русского народного творчества;воспитывать социально-активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему Отечеству, к своей культуре.
Моя деятельность заключается в комплексном освоении народного творчества: пения, танца, игры, устного поэтического творчества, так как взаимосвязь этих искусств очень важна в музыкальном воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре.
Знакомство детей с народным творчеством я начинаю с детского сада, так как считаю необходимым донести до сознания детей, что именно они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поэтому я обращаюсь к истокам русской народной культуры, а именно к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Я проделала огромную работу по изучению русского народного творчества, фольклора Белгородской области и нашей местности, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывалось в систему.
Для того, чтобы познакомить учащихся с народными обычаями и традициями, больше выделить времени знакомству с русской народной культурой пришлось перегруппировать уроки по некоторым темам.
Например: в 4 классе в теме «Музыка моего народа» - готовим внеклассное мероприятие «Осенины»;
в 5классе в теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» - рассказываю о том, как возникла русская народная песня, о превращении песен в симфонические мелодии;
а в теме «Можем ли мы увидеть музыку» - провожу занятие, посвящённое празднику Масленица;
в 6 классе к теме «Преобразующая сила музыки» я добавила темы «Православная молитва», «Музыка Рождества», а по теме «В чем сила музыки» - уроки «Пасха- главный православный праздник», «Колокольные звоны»; в 7 классе в теме «Музыкальный образ» практикую темы «Песенно-хоровой образ России», «Образ Родины в русской народной песне», «Образ русских Святых», «Образ Иисуса Христа в церковной музыке», «Образ природы в русской народной музыке», а в теме «Музыкальная драматургия» - уроки «Праздник Сретения Господня», «Праздник Пасха – торжество торжеств», «Православная молитва и вера на Руси», «Праздник Вознесения Господня»; в 8 классе по теме «Музыка серьёзная и музыка лёгкая» добавила тему «Православная поэзия и духовная музыка», а по теме «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки» - уроки «Праздник Рождества Христова», «Праздник Благовещения», «Праздник праздников – Пасха».Кроме этого, на уроках часто использую русские народные песни в качестве иллюстрацийНо основная работа по приобщению школьников к культурным ценностям, существующим в форме музыкального и песенного творчества русского народа и других народов России происходит на внеклассных занятиях.К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь детей разного возраста. Каждому возрасту подбирается соответствующий репертуар. Во внеклассной занимаюсь с детьми начальных классов по программе «Азбука русского фольклора в дошкольных и досуговых учреждениях» В программе Г. П. Сергеевой, по которой я работаю, уделяется много внимания приобщению детей к народной музыке, но, чтобы закрепить эти знания на практике, я активно привлекаю учащихся начального звена к проведению общешкольных мероприятий и праздников на территории сельского поселения:колядование,Проводы зимы,Пасха.
Учащихся среднего и старшего звена помогают мне не только в сборе материала и подготовке отдельного номера к празднику, но и в организации и проведении самого праздника. Так в этом году школьниками 7-х классов были проведены праздники с элементами русских народных вечёрок и ярмарочными гуляниями «Моя Родина – Россия», посвящённый Дню флага и народные посиделки «Ах ты, Русская сторонка, ах ты, Родина моя».
Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие в календарных праздниках. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы устраиваем посиделки с ярмарочной распродажей вкусных изделий из овощей и фруктов; в Рождество дети ходят по селу из дома в дом, поздравляя хозяев с праздником и славя Христа, во время Святок мы поздравляем работников организаций, расположенных на территории нашего сельского поселения, которые щедро одаривают наших детей конфетами и подарками. Праздник Масленица мы отмечаем всем селом, как в старину говорили, всем миром с блинами, песнями, танцами, народными гуляниями.
Все эти традиционные праздники посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают смешение как языческих, так и христианских праздников.
Подготовка к любому внеклассному мероприятию начинается с изучения темы, которой будет оно посвящено, и сбора необходимого материала, что развивает творческие и исследовательские способности учащихся. Это собирание этнографического материала: колядок, щедровок, народных и рождественских песен, частушек, страданий и другого фольклора нашей местности.
Ни один народный праздник, проводимый мною, не проходит без народной игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны делать их достоянием наших детей. Ведь игра – именно народная- делает ребенка ловким, сильным, смелым, развивает меткость, сообразительность, мышление, приучает к внимательности, а разучивая прибаутки, считалки, скороговорки делает игру более интересной и содержательной.
Серьёзное внимание я уделяю вокально-певческой работе. Я учу детей «играть» песню, выражая её эмоционально-образное содержание и характер. В качестве образца даю для прослушивания записи песен , сохранивших навыки традиционного пения.
Нельзя не отметить интерес детей к русским народным инструментам. Они с огромным желанием знакомятся со свистульками, погремушками, колокольчиками, дудкой, гуслями, балалайкой, гармошкой, баяном, аккордеоном, а с каким удовольствием они играют русскую народную музыку под аккомпанемент на ложках, колокольчиках, бубнах, трещотках, что способствует как музыкальному, так и творческому развитию детей. Начиная работать над проблемой использования народных обычаев и традиций как средства развития творческих способностей учащихся, основанных на активизации художественного воображения, развития ассоциативного мышления, я изучала различные программы и методики. Посетила мероприятия Л. А. Ширяевой, учителя фольклорного отделения Тастубинской музыкальной школы.
В своей практике я использую методы и приёмы, направленые на развитие музыкальных творческих способностей учащихся и формирование основ музыкальной культуры на народных традициях: наглядно-слуховой метод, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр, музыкально - образовательной деятельности. Поэтому я в свой работе стараюсь выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Это: урок- путешествие, урок- сказка, урок- экскурсия, урок-прогулка, урок-концерт, интегрированный урок.
Позволяют мне сэкономить время и сделать работу более эффективной средства ИКТ, помогающие осуществить поиск информации, решить большее количество задач на уроке, воспользоваться наглядностью, а также способствующие развитию интереса учащихся к урокам музыки, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания с использованием ИКТ.
Кроме коллективной работы на уроке активно использую как индивидуальные, так и групповые виды деятельности учащихся.
Индивидуальные виды деятельности помогают выявить способности детей, эмоциональную отзывчивость на музыку, а также понять причины неудач коллективной деятельности. А работа в группах позволяет мне больше уделить внимание одарённым детям, которые впоследствии смогут выступить на внеклассном мероприятии.
Все формы занятий по изучению русских обычаев и традиций в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.
Проблему, которую я решаю – найти оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к русскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка, его отношения к действительности; активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.
Библиографическийсписок.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы- составители Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О.А., Корепанова О. Н. – Санкт-Петербург «Детство– Пресс», 2004г.
2. Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста. Л. Бабенко «Музыка». Музыкальное воспитание в школе, вып. 14: Сб. статей/ сост. О. А. Апраскина. М., 1979г
3. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Г. Батурина, К. Лисова, Г. Суворова. – М., 2002г.
4. Русская народная песня в школе: -Белгород. Веретенников И. И. Издательство Шаповалова, 2005г.
6. Русские Фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Ворошилов О.В. – Волгоград,2007г.
9. Бабушкины забавушки : увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л.Н.Капранова.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 157с. – (Мир вашего ребёнка)