«ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»

«ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»
Виноградова Н.С.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Учащение агрессивных проявлений подростков является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.
В настоящее время феномен агрессивности является предметом активных научно–практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, обилие насилия на телеэкранах – эти и другие причины ведут к агрессивности. Особенно губительно эти факторы действуют на подростков. Подростковый возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются новые потребности, новые цели. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с трудом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты. Актуальным и малоисследованным в этом плане является проблема подростковой агрессивности и преодоления барьеров общения с точки зрения гендерных особенностей.
Сегодня накоплен значительный опыт в изучении психологических основ агрессивного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П.). Агрессию как общий психический и социальный феномен рассматривали К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева.
Методологические основы гендерного подхода в психологии разрабатываются как зарубежными - Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др. Однако проблема агрессивного поведения подростков с точки зрения гендерных различий изучена на сегодняшний день недостаточно.
Так, анализ ряда исследований по агрессии показывает большую агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Здесь имеется в виду такой яркий вид агрессии, как открытая физическая агрессия, причем гендерные различия в этом плане увеличиваются с возрастом испытуемых.[2, 5]
Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую - вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для женщин, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. В подростковом возрасте девочки чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женщинам по частоте ее использования.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [3]
Можно выделить ряд факторов, влияющих на подростковую агрессивность. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, учебным заведением, а также средствами массовой информации.
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия» [1], дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Таким образом, новые возможности для исследования и коррекции агрессивности подростков открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» [4] на данное психическое явление. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.

Литература
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология/Ш. Берн - СПб.: Прайм-еврознак, 2002. 320 с.
3. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков/В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2007. - № 2.- С.29-34
4. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии/ И.С. Клецина // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С.67-78
5. Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис/Э. Эриксон - М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2006. – 352 с.
Заголовок 315