«Особенности формирования у подростков нравственно – моральных качеств как системы ценностей и духовных приоритетов»


«Особенности формирования у подростков нравственно – моральных качеств как системы ценностей и духовных приоритетов»
«Воспитание есть усвоение хороших привычек»
(Платон)
«Главный смысл семейной жизни - воспитание детей»
(В. Сухомлинский)
«Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей» (Л. Толстой)
«Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека»,- говорил Аристотель. Оценивая состояние нравственности по Аристотелю, можно сделать вывод, что в современной системе социально значимых ценностей нравственное не является центральным.
Общество сталкивается с всё возрастающей волной подростковой преступности и многими другими проблемами, обусловленными снижением нравственности в обществе. Так, например, специалисты в области криминологии утверждают, что преступления, совершаемые подростками, оказываются более страшными, поскольку подростки способны убивать « по пустякам» - из-за куртки, джинсов, просто из-за того, что человек им не понравился; убийство перестало быть для них табу, как это было прежде.
По этой причине на современном этапе нравственное воспитание становится одной из важнейших забот общественности. Самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено сохранению и упрочению таких общечеловеческих нравственных ценностей как совесть. Справедливость. Порядочность. Доброта. Эти понятия входят в качестве обязательных компонентов в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма и гражданской ответственности составляют основу нравственности личности.
Народная мудрость гласит:
Посеешь поступок - пожнёшь привычку,
Посеешь привычку - пожнёшь характер,
Посеешь характер - пожнёшь судьбу.Эта истина относится и к жизни взрослого человека, и к воспитанию ребёнка. От каких поступков родителей, педагогов зависит судьба детей?
От очень многих, больших и маленьких. Это и конкретные слова, и вмешательство или невмешательство в дела ребёнка, это способы наказания или одобрения и многое другое.
Не всегда нам понятно, как поступать правильно. В одних случаях кажется, что надо делать одно, в других - прямо противоположное. Никто не владеет абсолютной истиной или универсальными рецептами. Но ясно одно, воспитанием, в первую очередь. Должны заниматься родители в семье и воспитывать нужно с первых дней жизни ребёнка.
В чём же заключается искусство воспитания? Обратимся к В. Сухомлинскому. Вспомним три самые привычные модели воспитания, назвав их условно «уличное движение», « сад- огород», « кнут и пряник».
Модель «уличное движение» Нам кажется, будто детей воспитывают точно также, как обучают их правилам уличного движения, будто ребёнок должен выучить некий свод правил - вот и всё! Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, мы, взрослые, не объяснили ему, как надо себя вести. Если бы мы не ленились, а объясняли бы детям и особенно подросткам, как себя вести, то всё было бы хорошо. Так и предлагают, надо, мол, ввести в школе уроки морали и объяснять детям, что нехорошо, например, угонять чужую машину даже с невинной вроде бы целью покататься. Но отчего одни люди, не видевшие в глаза уголовного кодекса, не нарушают закон, а другие, вызубрив все статьи кодекса наизусть, то и дело попадают за решётку? И разве есть на свете хоть один ребёнок, который не знал бы, что не только машину - и самокат чужой брать нехорошо? Женщина говорит на суде, где обвиняемый - её двадцатилетний сын - убийца: « Гена, что же ты наделал? Я же тебя учила только хорошему! Ну скажи им, что мы с отцом учили тебя только хорошему! »
Все учат только хорошему, редко кто внушает детям дурное, но дети вырастают плохими людьми не потому что они не знают. Что такое плохо, и даже не потому, что они безвольны, а по каким - то совсем другим причинам. У одного литературного героя с детства висели перед глазами прописи: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце». Всё объясняли ему! А вырос Чичиков.
Вторая модель - «сад - огород» - основана на странном убеждении, будто мы, и родители, и воспитатели, можем обходиться с ребёнком , как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. Но ребёнок не грядка и не дерево, он существо одушевлённое, он не поддаётся этим процедурам. В.Сухомлинский писал об этом так;«... причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребёнком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идёт по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение. Опыт (во многих случаях горький) убедил, что таким путём нельзя воспитать стойких нравственных убеждений ... Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребёнка, и уничтожение их не сопровождаются никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств».
С «бурной порослью достоинств» не всегда получается, особенно, если видеть в ребёнке только пороки и недостатки. Что же касается привития... Почти вся педагогика прошлого держалась на приучении. Но для приучения требуется постоянный, почти круглосуточный надзор. А когда родители видят своих детей полчаса в день - на это полагаться опасно. Можно, конечно, приучить ребёнка мыть руки, но невозможно приучить любить людей.
Наконец, о модели « кнут и пряник» Вот, кажется, без чего нельзя, вот самое естественное: за добрый поступок наградить, за дурной - наказать, поругать, пожурить. Но мир устроен принципиально другим образом. Жизнь представляет собой непрерывную цепь задач и выборов. Кроме социальной справедливости или несправедливости есть ещё и беды, утраты, несчастье. Болезни, и они выпадают отнюдь не тем, кто их заслужил, кто сам виноват. С первых дней жизни воспитывая ребёнка поощрениями и наказаниями, мы внедряем в его сознание образ вселенского кнута и пряника и подрываем его веру в справедливость. Он очень скоро обнаружит, что вовсе не всегда выпадает награда за добро или следует наказание за дурные поступки, и он никогда не поймёт, в чём же справедливость, не поймёт, что она не в расплатах и лишениях, что мир не торжище, не базар, что мир скорее всего похож на мастерскую.
Ранним воскресным утром отец рассказывает на кухне 3-х летнему малышу сказку о репке. Нужно было, чтобы мальчик вёл себя тихо и никого не разбудил. Сказку малыш любит, слушает внимательно, и, пока репку тянул дед, тянула бабка, тянула внучка, всё было хорошо. На собачке Жучке споткнулись. Отец заметил, что мальчик вовсе его не слушает, а согнул руки в локтях и странно вертит ими, словно собирается взлететь. Что такое? И тут отец понял, сидит за столом, облокотись и подперев голову рукой. Мальчик, подражая ему, хочет сесть таким же чудесным образом, но, увы, не достаёт локтями до стола. Отец думает, будто рассказывает сказку, учит добру, а на самом деле учит облокачиваться, только и всего. Вот так постоянно в воспитании детей: мы контролируем воспитательные меры, похвалы, наказание и думаем, будто в этом и состоит воспитание. А дети перенимают что-то другое и, поэтому, на одних и тех же сказках вырастают и добрые, и злые люди.
Как появляются добрые и злые чувства, добрая и злая воля? Нам трудно бороться с дурными чувствами, со злобой, жадностью, завистью, агрессивностью, неблагодарностью, грубостью, если мы не понимаем, откуда они в душе ребёнка. В медицинской энциклопедии можно прочитать, что есть лишь 2 причины болезней: поломки и защита. В глаз попадает песчинка, организм поднимается на борьбу с ней, глаз опухает - это идёт война с песчинкой, и человек остаётся без глаза. От чего? От песчинки? От защиты.
Мельчайшие песчинки - это наши грубые, неосторожные прикосновения к ранимой тоньше глаза организованной душе подростка. Но душа, как организм, не знает пределов необходимой обороны, она чувствует угрозу в едва заметном повышении тона, в грубой интонации, в небрежном прикосновении. Если правда ,что ребёнок слышит голос матери ещё до рождения, то, значит, его грубый тембр голоса, крик, скандал, его травмирует горе, которое он слышит в голосе матери. Он и рождается обиженным, настороженным, недобрым. Поэтому - то, наверное, «дети любви» отличаются ровным, счастливым характером.
Не противопоставлять детскому злу зло взрослых, не создавать тоннели зла, никоим образом не посягать на ребёнка - вот простая стратегия воспитания. Тогда из тех мимолётных чувств, которые идут нам навстречу, злые, вызванные песчинками зла, будут пропадать, а добрые - закрепляться, превращаться в добродетели, в достоинства характера, которые сами забьют возможные недостатки.
Трудности, связанные с воспитанием чувств, ничто по сравнению с областью желаний. Конечно, мы все хотим, чтобы наши воспитанники были умными, способными, добрыми, но самые большие тревоги связаны с их желаниями. В общем - то, ладно, чувствуй что угодно, но желать - желай лишь то, что положено, и не желай лишнего! Нет заповедей «чувствуй», «не чувствуй», заповеди издавна формировались «не желай», «не возжелай». Неудобнейший для науки факт в поведении человека заключается в том, что у многих людей (и, в частности, как раз у тех, кто доставляет хлопоты родителям и воспитателям) желания часто не связаны ни с потребностями, ни с пользой, ни даже с удовольствием - ни с чем! Ни с того, ни с сего появляется в душе человека желание, которое ни он сам, ни тем более другие объяснить не могут.
Ф.Достоевский особенно настаивал на этом обстоятельстве. Он видел, что человек вовсе не всегда ищет выгоды или пользы даже для себя, а часто поступает по капризу - безмотивно. Более того, этот каприз так дорог человеку, что он его не променяет ни на какие прекрасные дворцы. Но перечитайте хотя бы «Войну и мир» - там на каждом шагу встречаются всевозможные «вдруг» - вдруг сказал, вдруг сделал что- то, сам не зная почему... А что говорить о подростках!
Как этим управлять? Как получается, что у одних людей всякие «вдруг» не ведут ни к чему дурному, а у других крайне опасны?
Критический момент воспитания: как повлиять на желания ребёнка? И если при этом мы не хотим подавлять дурные желания, потому что это значит лишь укреплять их, сеять зло, вызывать желания ещё более опасные. Многие видят смысл воспитания в том, чтобы научить ребёнка обуздывать дикие свои желания или приспосабливать свои желания к требованиям общества. Но оглянемся вокруг себя, вспомним знакомых - большинство людей вовсе не борются с собой, не обуздывают себя! Люди не воруют не потому, что боятся стыда или наказания, а потому, что им противно воровать. Люди приходят на помощь друг другу не потому, что решили каждый день делать что - то доброе, а просто потому, что любят людей. У действительно воспитанного человека нет недобрых желаний, зло претит ему. Он не сдерживается, не подавляет своих желаний, он делает всё, что захочет, ни в чём себя не ограничивая, его никогда и не тянет к дурному, нечестному, некрасивому. Так, некурящий человек не курит вовсе не из долга перед собой и окружающими, и не из чувства стыда, и не потому, что у него обострённая совесть, и не потому, что он бережёт здоровье, и не потому, что экономит деньги, и даже не потому, что он человек высокой нравственности, - он просто не курит.
Так с азбучных моральных истин начинается нравственное воспитание. Простые правила человеческого общежития, выработанные народом, азбука морали должны быть усвоены навсегда, стать моральной привычкой - Сухомлинский настаивал на этом. Ребёнок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда промолчать, чтобы не бредить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастет «желание быть хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию.
Литература:Азбука нравственного воспитания. Под ред. Каирова А.И., Богдановой О.С.-М.: Просвещение, 1979
Амлетаева М.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения. – Омск, 1988
3.Богданова О.С. Совершенствовать нравственное воспитание школьников. Воспитание школьников. 1981, №4
Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. - М.: Педагогика, 1988
Михайлова Н.М. Юсфин С. М. Педагогика поддержки . Учебно - методическое пособие.- М, 2001
Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М.: Издательство Московского университета ,1981
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения : том 1 .- М.: Педагогика ,1981
7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива М., 1975