Урок по физике Свободное падение


Свободное падение_тел. Ускорение свободного падения.


ФИО (полностью)
Бабайцева Наталья Викторовна


Место работы
МАОУСОШ 2


Должность
Учитель


Предмет
Математика и физика


Класс
9 класс


Тема и номер урока в теме
Основы динамики (4)


Базовый учебник
А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.

Цель урока: Изучить свободного падения тел и ускорение свободного падения;
9. Задачи:
обучающие: сформировать понятие у учащихся о свободном падении тел через проведение исследований, показывающих несоответствие их житейского опыта и научных знаний
развивающие: развить умения у ребят логично и аргументировано доказывать правоту своих суждений
воспитательные создать условия для воспитания у ребят толерантности, чувства такта при обсуждении поставленной проблемы.
Тип урока: Изучение новых знаний и первичного закрепления.
Формы работы учащихся: Элементы эвристической беседы, где учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт пытаются сделать « маленькие открытия».
Необходимое техническое оборудование: трубка Ньютона, два листа бумаги, теннисный шарик, пластмассовый шарик
Структура и ход урока
Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1
2
1
демонстрация
просмотр
1

2
2
2
демонстрация
просмотр
1

3
2
3
демонстрация
просмотр
1

4
2
4
демонстрация
запись
3

5
5
5
контролирующий
выполнение
7


Тип урока: 
Урок с элементами эвристической беседы, где учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, пытаются сделать "маленькие открытия".
 Цель урока: 
Обучающая цель: сформировать понятие у учащихся о свободном падении тел через проведение исследований, показывающих несоответствие их житейского опыта и научных знаний
Развивающая цель: развить умения у ребят логично и аргументировано доказывать правоту своих суждений
Воспитательная цель: создать условия для воспитания у ребят толерантности, чувства такта при обсуждении поставленной проблемы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник Физика. 9 класс.
Используемое оборудование: трубка Ньютона, два листа бумаги, теннисный шарик, пластмассовый шарик
План урока.
1.       Организационный момент (3 мин)
2.      Изучение нового материала (20 мин)
3.      Подведение итогов (8 мин)
4.      Задание на дом (2 мин)
Пробный тест (7 мин)
 
Ход урока.
1.  Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих.
2.  - А вы знаете, что, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? Не знаете?! Сегодня вы узнаете об этом, изучив новый материал "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".
(Цель урока) Тема урока оглашена, как вы думаете, что на уроке вы должны узнать?
ОПЫТ. - Посмотрите у меня в руках книга и тетрадь.
Ребята, как вы думаете, что быстрее упадёт тетрадь или книга? (книга) А почему книга упадёт быстрее? (потому, что она тяжелее). Вот именно такого мнения придерживался Аристотель, известный учёный того времени. Итак, данным давно люди считали, что чем больше вес тела, брошенного с высоты, тем больше его скорость, а значит, оно быстрее достигнет земли.
ОПЫТ. Посмотрите,  я вам покажу сейчас другой опыт. Кладу тетрадь на книгу и бросаю. Что наблюдаем? (что они упали одновременно),
проблемный вопрос: Так почему же в этом случае тетрадь и книга упали одновременно? (на тетрадь и книгу действие воздуха было одинаковым). Какой вывод можно сделать? (падение тел не зависит от их массы) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( рисунок1) К такому выводу пришел итальянский учёный Г. Галилея, который чтобы доказать правильность своих выводов демонстрировал опыты на "падающей" башне в г. Пиза.
 - А если поставить такой же опыт в вакууме, как вы думаете,  упали бы эти тела одновременно? (да), Давайте убедимся в этом, поставив опыт с трубкой Ньютона[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]модель1.1)
Таким образом, падение тел в вакууме, которому ничего не мешает, называют свободным падением. Запишите определение в тетради.
- Ребята! А как вы думаете, к какому виду движения можно отнести свободное падшие тел?  Вот к примеру, я держу книгу. Чему равна её начальная скорость? (нулю). Я отпускаю книгу, её скорость увеличилась? (да). Значит, к какому виду движения мы можем отнести свободное падение? (к равноускоренному). А если это движение равноускоренное, значит существует у падающих тел ускорения, которые в последствие стали называться ускорениями свободного падения (g)      Галилей сумел рассчитать ускорение свободного падения. Его измерения показали, что g=9,8 м/сІ. Запишите. Убедимся, что это верно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (модель 1.1) В течении долгого времени оставалось загадкой то, что это ускорение одинаково для всех тел. (Почему?) Нельзя было добиться отсутствие воздуха. Насос ещё не был изобретён.
Итак, ускорение свободного падения - величина векторная и численно равная g=9,8 м/сІ. Ускорение свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты или подброшенные вверх, всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок поднимающегося вверх и падающего вниз тела. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2 стр)
Итак, мы знаем, что   g=9,8 м/сІ, а это есть среднее значение ускорения свободного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g    " больше среднего, на экваторе меньше среднего. Как вы думаете, а почему ускорение на земле разное? (Земля не круглая)
Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит, характеристики движения можно определить по формулам (OУ направлена вертикально вниз)
 Составим таблицу
Равноускоренное движение
Свободное падение тел
Движение тела, брошенного вверх


·=
· 0 +
· t

·=
· 0 + g t

·=
· 0 - g t


· х=
· 0х +
· х t

· у=
· 0 у+ g у t

· у =
· 0 у - g у t

S=
· 0 t+
· t2/2
h=
· 0t + gt2/2
h=
· 0t + gt2/2

S х=
· 0 х t+
· хt2/2
h=
· 0уt + g уt2/2
h=
· 0уt - g уt2/2

х=х0 +
· 0 х t+
· хt2/2
У= У0+
· 0уt + g уt2/2
У0=0


Вернемся к вопросу, заданному в начале урока.
-Как же, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? (Используя отклонения значения ускорения свободного падения от средней величины,  можно определять наличие полезных ископаемых в недрах земли).
3. Подведение итогов.
Давайте ещё раз вспомни:
- какое падение называют свободным? (падение в вакууме, которому ничто не мешает, называют свободным падением тел);
- к какому виду относится свободное падение (свободное падение - это равноускоренное движение);
- как обозначается ускорение свободного падения, 
- каково его численное значение и как оно направлено? (ускорение свободного падения обозначается g, имеет численное значение g=9,8 м/сІ)
 5 Контроль полученных знаний. Кто хочет уже проверить себя. Выполнив тест по новой теме?
( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
6.     6. Домашнее задание.  §13-14, упр.13(1,2).



Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
свободное падение тел
информационный
иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
свободное падение тел
информационный
Модель 1.1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
свободное падение тел
информационный
Модель 1.1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
свободное падение тел
информационный
(Стр2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5
Понятие свободного падения тел
контрольный
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





15