Коучинг для учителей: Инклюзивное образование


Тема: «Инклюзивное воспитание»
Цель: 1. Формировать знания коллег о инклюзивном воспитании
2. Развивать способы работ по инклюзивному воспитанию
3. Воспитывать интерес по развитию знаний о инклюзивном воспитанию
Вступительное слово учителя:
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?Ответ на этот вопрос будет отрицательным. Инклюзия отличается от интеграции, которая стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в систему общего образования. Следует отметить, что такие учащиеся успешно адаптировались к данным условиям. Нельзя не принять во внимание существование разногласий по поводу «переноса» специализированной помощи и поддержки, которую учащиеся получали в предназначенных для них классах, в общие классные комнаты. На самом же деле специализированная помощь и поддержка не покинули пределы отдельных классов.
Приоритетом практики интеграции было перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. Обычно такие дети учились в отдельных классах. Когда данный метод не принес практических результатов и «обычные» школьники не стали чаще общаться с детьми с ограниченными возможностями, представители метода интеграции решили определить учащихся с особыми потребностями в общеобразовательные классы. Однако этого оказалось недостаточно для повышения уровня мотивации и улучшения учебных результатов детей с особыми образовательными потребностями. Преподаватели должны были организовать процесс обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка. Когда им не удавалось этого сделать, школьники не участвовали в учебном процессе, и им приходилось ждать специализированной помощи. Исключение из процесса обучения обычно означало, что они не принимали реального участия в жизни класса.
Таким образом, можно сделать вывод, что перемещение учащихся с особыми потребностями в общеобразовательную школу не являлось верным решением в данной ситуации. Так, если дети с ограниченными возможностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу. Следует также сказать об отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является важным и полезным для них и что поможет им занять активную жизненную позицию в будущем. Приняв во внимание данные факты, учителя изменили систему преподавания и стали применять индивидуальный подход к учащимся, позволяющий учитывать их способности и интересы и цели обучения.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
Ранее существовавшая система специализированного обучения показала на практике, что индивидуальный подход применялся лишь в случае необходимости. В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе. Действительно, наши школы должны быть инклюзивнымишколами, в которых ведется инклюзивное обучение.
Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.
Факты, говорящие в пользу инклюзивного образованияИнклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения. Необходимо избегать:
объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций;
пассивности учащихся;
излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия;
заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых нужно вставить пропущенное слово/предложение, работа с учебными тетрадями и другие виды так называемой «сидячей работы»;
чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника;
объяснения нового материала в большом объеме в один прием;
излишней концентрации на фактах и деталях;
стресса, связанного с оцениванием;
разделения школьников в группы «по способностям»;
частого использования стимулирующих методик;
стандартизированного тестирования.
В процессе обучения нужно:
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
уделять больше времени чтению художественной литературы;
давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
предоставлять учащимся большую свободу выбора;
внедрять принципы демократических отношений в школе;
уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе;
привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность;
опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Сильной стороной специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями преподаватели стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Преподаватели общеобразовательной школы в свою очередь обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.
Инклюзивная школа. Какая она?Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем.
Инклюзивная школа:
Рассматривает многообразие культур как новую реальность. Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащих различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами и целями обучения. Таким образом, школа не должна ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. Учащиеся должны освоить общеобразовательную программу, но каждый, делая это в индивидуальной манере и иногда с разными успехами.
Обеспечивает доступ к знаниям, навыкам и информации. Подобный доступ увеличивает шансы, предоставляя большую свободу выбора каждому учащемуся. Данный принцип является главной целью образования, следовательно, все виды деятельности инклюзивной школы подчинены этому принципу и его отражению в деятельности учащихся, их семей, преподавателей и всех кто вовлечен в этот процесс.
Сохраняет индивидуализацию процесса обучения. Дети учатся по-разному. Задача преподавателя – помочь учащимся (детям и молодым людям) понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Учителя используют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, целями и методами обучения. Инклюзивная школа всегда предоставляет ученикам возможность добиться более высоких результатов и улучшить свои знания.
Предполагает сотрудничество специалистов разных профилей. Ни один преподаватель не преуспеет, обучая большое количество разных детей: ему потребуется помощь со стороны коллег. Когда специалисты разного профиля работают вместе, им удается разносторонне развить каждого ребенка.
Предполагает сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями. Школа не в состоянии справиться со всеми вопросами одна. Сотрудничество с различными организациями по обеспечению учащихся медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы. Привлечение членов всех заинтересованных сторон к участию в деятельности школы может стать дополнительным источником ресурсов, усиливая тем самым эффективность обучения для каждого школьника.
«Гибкость» школьной структуры. Школьные условия должны быть адаптированы к потребностям преподавателей и учащихся. Хорошая школа нуждается также в партнерстве. Семьи учащихся, общественность, ученые, специалисты государственных ведомств должны сотрудничать для того, чтобы решать проблемы и улучшать условия обучения. Новые учебные программы, школьные команды, команды, состоящие из участников разных возрастов, и подобные инновации позволяют сделать школьную систему более гибкой.
Ожидания успехов в обучении. Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре, языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. В инклюзивной школе дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, круглые столы, выставки и другие предусмотренные образовательной программой виды деятельности являются инновационными и хорошо зарекомендовали себя при обучении детей в подобной школе.
Эволюция школьной системы. Школа должна накапливать и использовать информацию, которая позволяет улучшить ее деятельность. Семьям школьников также необходимы сведения об обучении своих детей. Преподавателям нужна информация, которая поможет оптимизировать процесс обучения. Соответствующие государственные организации и ведомства нуждаются в сведениях, которые позволят исправить существующие недостатки школьной системы в целом.
Способствует образованию общества. Инклюзивная школа очень важна, так как она способствует достижению успехов в обучении. Трудно недооценить значимость такой школы: она поддерживает философию «принятия каждого ребенка и гибкости в подходах к обучению», в которой нуждается общество. Дети, подростки проводят в школе небольшую часть своей жизни. Однако, после семьи, школа оказывает существенное влияние на формирование личности учащихся, начиная с того возраста, когда они идут в школу, и до конца жизни. Так, влияние родителей и школы длится всю жизнь. Инклюзивная школа помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый сможет получить помощь и поддержку.
Извлечение из книги:
AGuideforAdvancingInclusiveEducationonPractice, Belgrade, 2009/ Руководство по улучшению инклюзивной образовательной практики, Белград, 20091
Глава 1: Инклюзия и инклюзивное образование
1. Инклюзия, инклюзивное движение, инклюзивное образование
2. Общие и конкретные принципы работы инклюзивного учебного заведения
3. Дети и молодежь с особыми образовательными потребностями — инклюзия и социальная поддержка
4. Инклюзивное образование и концепция социальной недостаточности
5. Инклюзия и индивидуализированный подход как альтернатива индивидуальной работе с детьми
«Я вовсе не крикун по природе, но «Объяснение с ангелом» - мой способ говорить хоть чуточку громче. Я вижу, что большинство из 76 тысяч детей получают образование, которое безнадежно не соответствует их потребностям. И я хочу дать другим родителям те же возможности, которые были у Дэнни, или хотя бы помочь создать среду, в которой наличие таких возможностей будут считаться важными».
Ник Хорнби, «Объяснение с ангелом»
1. Инклюзия, инклюзивное движение, инклюзивное образование
Термин «инклюзия» начал широко использоваться около 10 лет назад и в последние годы часто употреблялся в дебатах о реформе образования. Чаще всего этот термин используется в связке с понятием "качественное образование для всех", и, таким образом, инклюзия в некотором смысле ассоциируется с ним. И это не удивительно, ведь термин «инклюзивное образование» означает такое положение вещей, при котором школы дают одинаково хорошее образование каждому ребенку, независимо от его или ее особенностей. В то же время инклюзия тесно связана с процессом демократизации общества и образования, и в этом контексте мы говорим о социальной инклюзии в более широком смысле и образовательной инклюзии, подразумевающей включение учеников из маргинализованных групп в образовательную систему.
История инклюзивного движения начинается с середины прошлого века. Основная идея этого движения - утверждение, адвокация и реализация права всех людей на образование -была сформулирована во «Всеобщей декларации прав человека» (1984) и в «Конвенции по
1 Перевод на русский: Фонд Сорос-Казахстан
правам ребенка» (1989). Она была дополнена другими документами ООН и международными соглашениями, которые содержат руководство к действию и стандартные правила по обеспечению равных прав маргинализованных и социально исключенных групп, особенно их права на общее образование.
Как бы то ни было, за последние десятилетия ХХ-го века инклюзия стала более широким понятием, а точнее, общепринятым общественным видением, требующим активного отклика от каждого общества, признающим маргинализацию как социальную угрозу. В этом смысле инклюзия стала ответом на одну из самых серьезных проблем современности, а именно исключение все большего количества людей из участия в экономической, политической, социальной и культурной общественной жизни. Кроме того, инклюзия по своей сути -движение в сфере образования, которое включает в себя многочисленные стратегии, методологию и техники развития качественного, открытого и справедливого образовательного процесса.
Чаще всего инклюзию определяют как процесс удовлетворения потребностей учеников в рамках общеобразовательной системы, которая использует все имеющиеся ресурсы для того, чтобы создать возможности для обучения детей и их подготовки к жизни. Адаптируясь к потребностям всех детей, молодежи и взрослых, система концентрируется на нуждах маргинализованных и социально исключенных групп населения. Таким образом, инклюзивное образование — это процесс, при котором школы открыты для всех учеников, а все ученики школы (особенно те, кто входит в группы, подвергающиеся дискриминации) являются членами школьного сообщества вне зависимости от своих сильных и слабых сторон в тех или иных областях. Инклюзивное образование основано на уважении к каждому ученику и создании необходимых условий для того, чтобы все дети обучались вместе. В рамках этой концепции абсолютно все ученики должны получать образование в классных комнатах на общих основаниях и активно участвовать в школьной жизни.
2. Общие и конкретные принципы работы инклюзивного учебного заведения
Анализ мировой инклюзивной практики и работы инклюзивных учебных заведений показал, что существуют общие принципы, которым можно дать определение.
Первый и основной принцип работы инклюзивной системы: равные возможности для каждого. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на образование, и ни один ребенок не может быть исключен из образовательного процесса. Главная идея инклюзивных школ в том, что каждый ребенок может учиться и получать пользу, которую несет в себе образование. Принцип работы инклюзивных школ заключается в том, что они подстраиваются под нужды детей, а не наоборот. Особенно подчеркивается важность следующего подхода: индивидуальные отличия между детьми - источник разнообразия и духовного богатства, а не проблема. Дети имеют право на различные потребности и индивидуальную скорость обучения и развития. Главное - найти правильное сочетание разумных и гибких подходов к их образованию.
Анализ развития инклюзивных школ показал, что инклюзия - критически важный фактор развития школы и организации учебного процесса, а внедрение инклюзивной составляющей б школах становится непрерывным процессом изменений, направленных на то, чтобы стимулировать учеников, преподавателей, родителей и местное сообщество помогать этой школьной работе. Также в систему входит развитие культуры, политики и практической работы, при которой потребности учеников удовлетворяются посредством устранения препятствий к их обучению и участию в школьной жизни, создания подходящего расписания, соответствующей подготовки учителей и разработки различных путей поддержки учеников в школах. Главной задачей становится формирование позитивного отношения к ученикам из маргинализованной и Социально-уязвимой среды и постоянный мониторинг образовательных потребностей и возможных препятствий для обучения таких детей.
Инклюзивная направленность отдельной школы приобретает смысл только в том случае, если вся образовательная система движется в данном направлении. Опыт показывает, что инклюзивное образование не может быть отделено от общего развития школы. Инклюзия -не изолированный феномен, но часть процесса ориентации образовательной системы на удовлетворение потребностей отдельно взятого ученика в образовании и развитии. В этой связи самым важным системным вопросом становится: как обеспечить оптимальный учебный процесс ученику в соответствии с его потребностями и как сделать так, чтобы ребенок мог полноценно участвовать в классной работе. В инклюзивном образовании смогут работать только компетентные преподаватели, способные создать атмосферу взаимного уважения, правильно определить разные потребности учеников и их скорость усвоения материала и работать в рамках гибкого индивидуализированного подхода.
3. Дети и молодежь с особыми образовательными потребностями - инклюзия и социальная поддержка
Часто подчеркивается, что инклюзивная школа - не просто общеобразовательная школа, в которой могут учиться дети с особыми потребностями, но также школа, в которой все дети получают нужную поддержку для развития своего потенциала. И, тем не менее, многие считают, что инклюзивное образование - это своего рода социальная помощь детям с особыми потребностями. И, все же, именно инклюзивная практика - посредством своей ориентации на потребности детей и индивидуализированный подход к каждому ученику - послужила поводом для переосмысления понятия "особые потребности".
Термин «особые потребности» возник практически одновременно с термином «инклюзия»: сначала он употреблялся в узкопрофессиональных кругах, а затем распространился по всему миру, включая Сербию. В настоящее время он используется для обозначения детей, которые нуждаются в особой социальной поддержке и без такой поддержки не смогут достичь ожидаемого уровня физического, интеллектуального и социального развития13.
Это часто используемое и критикуемое выражение - особые потребности - было введено в обиход, потому что анализ жизненных ситуаций, в которые попадают дети и молодежь из этих групп, показал, что они сталкиваются на своем пути с многочисленными препятствиями, которые мешают удовлетворению их самых важных потребностей. Сегодня данный термин признан несовершенным и несущим в себе некоторые ограничения. Он не способен точно отобразить проблемы всех маргинализованных групп, а также основные права детей и молодежи, исключенных из общественных и образовательных процессов. Во-первых, данное выражение не может быть успешно применено ко всем маргинализованным и подвергающимся дискриминации группам. Во-вторых, при его использовании не вполне ясно, что мы обсуждаем: особые потребности и особые образовательные потребности или же данная "особая характеристика» имеет отношение к потребности в особой социальной поддержке. Кроме того, может возникнуть следующий вопрос: уважается ли таким образом в полной мере право на различия, если мы даем ему статус особой характеристики? Если права полностью соблюдаются и мы действительно отталкиваемся от самих потребностей, в таком случае мы имеем дело не с особой, а с соответствующей социальной поддержкой, которая - будучи таковой - и без того предоставляется большей части общества. Таким образом, обеспечение соответствующей поддержки меньшинствам является всего лишь уравнивай их прав и преодолением существующих противоречий и сегрегации.
Сторонники дальнейшего использования этого выражения указывают на то, что неразрывно связано с инклюзивным движением в образовании и, безусловно, не так чреі стигматизацией в сравнении с ранее использовавшимися терминами. Несмотря на то, данный термин не может одинаково успешно применяться ко всем маргинализованны исключенным из образовательного процесса группам, он все еще применим к гора большему количеству таких групп по сравнению с ранее использованными термина Несмотря на то, что мы можем обсуждать особые характеристики в контексте уравнивания прав, факт остается фактом: нам необходима дополнительная, особая поддержка включения таких детей и молодых людей в образовательную систему. Термины «особое потребности» и «особые образовательные потребности» могут вполне эффекта применяться к детям с физическими, психическими особенностями или нарушениями восприятия и поведения, детям с хроническими заболеваниями, детям, проходящим длительное лечение в больнице или на дому, детям с эмоциональными проблемами, детям» неблагополучных семей, детям-сиротам или лишившимся родительской опеки, деі пережившим насилие, детям из зон военных конфликтов, беженцам и перемещенным лицам.Эти термины с тем же успехом можно применять по отношению к одаренным детям, пот что у этих детей тоже есть особая потребность - в развитии талантов и раскрытии личностных качеств.
Эти крайне популярные термины, пусть и не дают полное определение, но все же дел акцент на особых характеристиках ребенка и, несомненно, играют важную роль в выражении концепции потребности, которая является фундаментальной для современного психолого- педагогического подхода. Это выражение объединяет сферы развития и образования, даетболее конкретное определение соблюдению прав человека в этой сфере и, таким образом, служит некой отправной точкой для развития новой образовательной практики. Термин «потребности» имеют особую важность для детей и молодежи из маргинализованных групп, а также способствует уравниванию этих детей с другими в рамках инклюзивного подхода. Даже в связке со словом «особые» - например, в выражении «особые образовательные потребности», он является отправной точкой для обеспечения инклюзии, уравнивания вовлечения большего количества участников.
4. Инклюзивное образование и концепция социальной недостаточности
Когда общественность отказалась от сугубо медицинского подхода к детям с задержкой развития, в сфере инклюзивного образования практически перестал использоваться ста термин «социальная недостаточность». Он был признан стигматизирующим дискриминирующим, даже непрофессиональным, особенно в отношении детей и молодых, людей.
Тем не менее, с начала 90-х годов прошлого века термин начали вновь применять создания социопсихологической модели и в практике инклюзивного образования. Правда, значение термина изменилось. Теперь он может применяться не только к детям и молодым людям с проблемами и ограничениями развития, но и другим маргинализованным исключенным группам. Это значение было приведено в Квебекской классификации "Процесса возникновения ограничений жизнедеятельности" (DisabilityCreationProcess) 1989-м и 1999-м годах. Термин обозначает социальную недостаточность не индивидуальную характеристику, обязательно вытекающую из какого-либо нарушения, но как ситуацию, возникающую в результате взаимодействия индивидуума, обладающего теми или иными возможностями (способностями или неспособностью), и окружающей его или ее среды. Эта довольно сложная и комплексная классификация определяет основные факторы внешних и внутренних рисков с точки зрения индивидуума и коэффициент его взаимодействия с социальной средой, а также вспомогательные и тормозящие факторы, которые взаимодействуют с возможностями индивидуума и обозначают степень социальной недостаточности как интерактивную, зависящую от среды или переменную. При развитии ситуации социальной недостаточности, окружающая среда может играть роль препятствия или стимулятора жизнедеятельности и реализации жизненных ролей индивидуума. Существует очевидная потребность в четкой идентификации необходимой социальной поддержки, которая облегчит положение индивидуума, таким образом способствуя его или ее жизнедеятельности и реализации жизненных ролей.
Социальная недостаточность в образовательной сфере появляется, когда в самой среде существуют некие препятствия для реализации образовательного процесса. Инклюзивный подход основывается на существующих возможностях, устраняет препятствия для обучения и участия в образовательном процессе и, путем оказания необходимой поддержки, помогает учащимся приобретать знания, навыки, привычки и поведенческие нормы, необходимые для жизнедеятельности. Таким образом, устранение ограничений среды и предоставление возможностей для получения важных знаний, навыков и привычек в рамках образовательного процесса, облегчает ситуацию социальной недостаточности или делает саму социальную недостаточность менее острой.
5. Инклюзия и индивидуализированный подход как альтернатива индивидуальной работе с детьми
Качественное образование для всех и инклюзия как системный подход тесно связаны с открытостью и справедливостью образовательной системы. Несмотря на то, что термин «инклюзия» обычно используется в отношении детей и молодых людей с ограничениями жизнедеятельности и в контексте необходимости открыть образовательную систему для этих социально исключенных групп, на самом деле инклюзивность образовательной системы — гораздо более широкое понятие, которое подразумевает способность системы и образовательных институтов удовлетворить потребности всех детей и обеспечить всех детей качественным образованием. Развитие инклюзивного измерения в образовании невозможно без развития инклюзивной политики, совершенствования инклюзивной практики и внедрения инклюзивных ценностей как на уровне системы в целом, так и на уровне отдельных ее институтов. Развитие инклюзивного измерения образования подразумевает продвижение различий путем установления сотрудничества, признания важности инклюзии, активную инклюзии каждого ребенка, совершенствования преподавания и учебной среды и устранения препятствий для процесса обучения каждого ребенка.
С точки зрения инклюзивного движения, разделение детей на категории, разработка плана и программы по каждой из категорий социальной недостаточности, индивидуальная работа вместо индивидуализированного подхода и раздельное обучение не способны дать всем детям равных возможностей. Они нарушают право этих детей на различия, подрывают право на участие в социальной жизни и усугубляют стигматизацию и дискриминацию. Индивидуализированный подход инклюзивных школ, напротив, уважает потребности каждого ребенка, дает равные возможности, содействует разнообразию и стимулирует сотрудничество.
Инклюзивное образование основывается на правах человека и его потребностях, провозглашает индивидуализированный подход к процессу обучения. Основные принципы инклюзивного движения (у всех детей одинаковые основные потребности; ребенок с особыми потребностями в первую очередь — ребенок; каждый ребенок — личность; любой ребенок обучаем, и лучше всего это обучение происходит в среде сверстников) приобрели свой истинный смысл только с внедрением индивидуализированного подхода. Индивидуализированный подход — это подход, ориентированный на ребенка. В его рамках осуществляется мониторинг меняющихся потребностей ребенка, ставятся четкие цели, проводится мониторинг достигнутых результатов, а методологическая гибкость является частью компетенции преподавателей.
К детям с ограниченными возможностями в развитии относят:
умственно отсталых;
неслышащих;
слабослышащих;
позднооглохших;
незрячих;
слабовидящих;
с тяжелыми речевыми нарушениями;
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
с выраженными расстройствами эмоционально-волевойсферы (ранний детский аутизм);
множественными нарушениями.
«Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».
Л.С.Выготский.
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.

Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии системы специального образования не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей.
Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна продуманная государственная политика, не допускающая «перекосов» и «перегибов».
Необходимо взвешенное сочетание принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях.
Наиболее важными периодами развития детей-инвалидов является младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в младенческий и ранний возрасты имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и избежать формирования особой позиции в среде здоровых путем нормализации жизни ребенка в семье и включения родителей в процесс (ре)абилитации.
Необходимо достроить систему специального образования для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, дополнив ее недостающим звеном – ранним выявлением (с периода новорожденности) и ранней (с первых дней жизни) комплексной психолого-медико-педагогической коррекционной помощью.
Начальным звеном системы специального образования является психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК).
ПМПК устанавливает право ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг и определения их потребности в специальных образовательных условиях.
ПМПК оказывает консультативную помощь детям от 0 до 18 лет с любыми проблемами в развитии. Это означает, что консультация занимается не только детьми с ограниченными возможностями и их отбором в специальные организации образования, но и консультированием воспитанников и учащихся общеобразовательных организаций.
ПМПК оказывает помощь по таким проблемамкак: школьная неуспеваемость, трудности усвоения отдельных учебных предметов, нарушения внимания, памяти, речи, общения со сверстниками и учителями, нарушения поведения, эмоциональные расстройства (страхи, неврозы и т.д.)
В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае, исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
Все дети с момента выявления отклонений в развитии должны быть обеспечены необходимыми техническими средствами: манежами, массажерами, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми слуховыми аппаратами) и т.д.
Право ребенка на получение необходимых технических и вспомогательных средств устанавливает психолого-медико-педагогическая консультация.
Учреждения комбинированного типа (УКТ) для дошкольников - образовательные учреждения, в которых могут обучаться большинство детей с ограниченными возможностями развития.
Типы групп в УКТ:
Обычные группы, где абсолютное большинство нормально развивающихся детей. Возможно включение 1-2 ребенка, имеющие нарушения в развитии близкие к возрастной норме.
Специальные группы, где воспитываются и обучаются только дети с отклонениями в развитии (наполняемость группы до 8 человек).
Смешанные группы, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети (две трети) и дети с определенными отклонениями в развитии (не более одной трети). При этом общая наполняемость группы сокращается до 12-15 человек, а педагогом смешанной группы обязательно является воспитатель прошедший специальную подготовку или переподготовку не менее одного года.
В учреждениях комбинированного типа могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей:
Тема: Инклюзивное образование
Цель:1.Показать значимость инклюзивногообразования в сегодняшнем образовании
2. Научить коллег работе с инклюзивным воспитанием и донести ее значимость
3. Воспитывать чувство коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных нужд ребенка по инклюзивному воспитанию
Оборудование: презентация, видеоматериалы
Ход занятия:
1.Организационный момент: тренинг «Если я...»
2. Вступительное пояснение о инклюзивное образование:
Инклюзивное образование – политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных нужд ребенка. Введение в широкую практику инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями развития осуществляется постепенно, по мере подготовки квалифицированных кадров, организации условий для обучения в учреждениях общего типа и изменения отношения общества к детям-инвалидам.Для внедрения инклюзивного образования в повседневную практику необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями развития.
Показ видеоматериала о инклюзивномобразовании
3.Знакомство с презентацией \ показ слайдов\
4.Объяснение:С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, СМИ, благотворительных, неправительственных, религиозных организаций, коммерческих структур и др. Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, решаемых в рамках интегрированного образования, необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных научных исследований междисциплинарного характера. Предусмотреть создание программ обучения родителей.Особое внимание следует уделить созданию образовательных учреждений комбинированного типа в сельской местности, обеспечив специалистами, необходимой материально-технической базой и учебно-методической литературой.
Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного обучения является «Закон о социальной, медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». Вместе с тем сохраняется необходимость разработки подзаконных актов, направленных на:
-определение статуса интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным полисом, позволяющим получать коррекционную помощь в объеме, гарантированном в специальном учреждении;
-определение статуса общеобразовательных детских учреждений, принимающих ребенка с ограниченными возможностями развития, и различных центров (кабинетов), осуществляющих абилитацию, реабилитацию, интеграцию лиц с особыми образовательными потребностями, независимо от форм собственности;
-внесение дополнений в статус специальных учреждений за счет оказания коррекционной помощи интегрированным детям;
-внесение изменений в нормативные документы, регулирующие материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений в целях создания в них соответствующих условий для воспитания и обучения детей инвалидов и детей с отклонениями в развитии.Интегрированное обучение предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями профессионального образования (на всех уровнях, включая и высшее) в общеобразовательном пространстве.При этом реализуются как образовательные профессиональные программы (в соответствии с государственным стандартом), так и реабилитационные мероприятия (компенсация ограничений жизнедеятельности).
5.Показ видеоматериала: «Репер на инвалидной коляске»
6.Слово учителя:Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями развитияшкольного возрастаимеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства.
При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
7. Показ видеофильма: «Ақыл жолы»
8. Притча «Кувшин с трещиной» \видеофильм\ и его обсуждение с коллегами
9.Слово учителя:Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
10. Показ видеофильма: «Цени то, что у тебя есть»
Сырымбетская средняя школа
«Инклюзивное образование»
Подготовила: Ергалиева З.К.
учитель истории
2014 -2015 учебный год