Классный час Школа для всех инклюзивное образование


«Школа для всех»
Цель: сформировать у учащихся класса понимание сути инклюзивного образования, его гуманной, моральной сути
Задачи:
- Ознакомить учащихся с концепцией инклюзивного образования;
- Формировать понимание необходимости образования «для всех»;
- Помочь учащимися осознать, что доступ к образованию – задача не только законодателей, но и всего общества;
- Воспитывать у учащихся чувство уважения к людям, независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
Оборудование: проектор, анкеты, презентация
Ход проведения:
1. Мотивация
Посмотрите наэмблемуклассного часа. (Слайд 1)

Предположите, о чем мы будем говорить
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс
Как сочетаются эти слова с темой нашей беседы? (Слайд 2)
Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)? (Мнения детей.) А как можно его назвать? (Мнения детей.) Прочитайте определение, написанное на доске из Толкового словаря Д.Н. Ушакова. 
(Слайд 3)Инвалид (франц.) — человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости. (Дети читают.)
- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на классном часе? (Об инвалидах.О детях с ограниченными возможностями)
2. Целеполагание
Что Вы знаете о формах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Что хотели бы узнать?
3. Основная часть классного часа
Мы с вами занимаемся по традиционной форме обучения, а есть ещеодна форма: инклюзивное образование.
Что, на твой взгляд, означает инклюзивное образование?
Ответь, опираясь на рисунок (Слайд 4)

Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. (Слайд 5)
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.(Слайд 6 -9)
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. (Слайд 10) А как думаешь и чувствуешь ты???
Приятно, что у нас в классе есть дети, которые проявляют большую толерантность по отношению к инвалидам.. Оказалось также, что у нас есть и не толерантные к инвалидам дети. Хочется надеяться, что после нашего классного часа у них изменится отношение к инвалидам. 
Бывают случаи, когда детям кажется, что они толерантны и терпимы по отношению к окружающим, что они готовы ради этого на великие подвиги. Но на самом деле все оказывается как в стихотворении А. Барто «О человечестве». Послушаем отрывок из него. 

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
По-человечески ли рассуждает мальчик о своем дедушке-инвалиде? (Мнения детей.) 
Можно ли так сказать инвалид — не человечество? Разве он не относится к людям? (Мнения детей.) 
Поднимите руку, кто считает, что инвалиды такие же люди, как и мы с вами, но с некоторыми особенностями. (Мнения детей.) 
Послушайте следующий текст 
Ты воспринимаешь мир целиком... Глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Ты можешь двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать.Но не всем людям повезло так, как тебе. Некоторые рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи — слышать и говорить.
Задумывался ли ты когда-нибудь, как тяжело таким людям ходить, общаться? Но есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их. Отметь, какие чувства вызывают у тебя такие люди. 
Представь себя на месте незрячего или глухого. Выбери из перечня в задании то эмоциональное состояние, которое ты испытал бы на месте этого человека. 
А сейчас проанализируйте ситуацию и сделайте вывод, что еще нельзя делать по отношению к инвалидам. 
Мама (говорит дочери-инвалиду): Доченька, что случилось? Ты уже целую неделю не хочешь, чтобы я вывозила тебя на улицу, а ведь тебе нужен свежий воздух. Дочка: Мама, я больше никогда не буду выходить из дома. Каждый раз, когда ты вывозишь меня на коляске, все ребята во дворе начинают шушукаться, рассматривать меня, как будто я музейный экспонат. Мне это неприятно. (Мнения детей.) 
Ребята, люди с физическими недостатками такие же, как и вы. Они также любят читать, петь, ходить в гости, есть конфеты. На них не надо показывать пальцем, смотреть в упор, разглядывать их. Относитесь к ним с уважением. Если глухой человек может читать по губам, не кричите. Повернитесь лицом к нему, говорите медленно и отчетливо произносите слова. Если вы видите слепого, стоящего на перекрестке, предложите ему помощь. 
Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков. 
Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых — издаются специальные книги, для не ходящих — организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры. 
Итак, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? {Наша задача состоит в том, чтобы сделать жизнь инвалидов легче и интереснее.) 
У людей с ограниченными возможностями есть чему поучиться. Давайте посетим одну фото – выставку , которая немного расскажет о героях нашего классного часа. (Слайд 11)
Вам понравились фотографии? (Мнения детей.) 
А вы верите, что некоторые из этих картин нарисованы ногой? (Мнения детей.) 
И зря, потому что действительно, когда у некоторых детей-инвалидов нет рук, они начинают учиться рисовать ногами. Я знаю случай, когда мальчик без рук так хотел работать на компьютере, что научился это делать с помощью, вы не поверите, носа. Представляете, какая сила воли есть у этих людей! Такими людьми нужно восхищаться и уважать их за силу духа и мужество! (Слайд 12)
Помни: твоё здоровье – не только твоя заслуга, их беда, не их вина!!!
С каждым из нас завтра может случиться беда, каждый может попасть в автомобильную катастрофу и стать инвалидом. (Учитель открывает на доске запись.)
Прочитайте хором «золотое правило поведения»: (Слайд 13)
«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты бы не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». (Дети хором читают.)
VI. Подведение итогов классного часа. Чему вы научились на классном часе? Что нового узнали? 
Почему тема нашего сегодняшнего классного часа об инвалидах звучала так: «Школа для всех» (Слайд 14)