Выступление на конференции на тему Инклюзивное образование. Школа для всех.

Инклюзивное образование. Школа для всех.

В XXI веке общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» современная школа должна стать «школой для всех». Это значит, что в школе должны быть созданы условия для обеспечения равного доступа всех детей к получению полноценного образования с учетом интересов, потребностей, реальных физических и интеллектуальных возможностей: «В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». 
Создание такой новой школы ставит перед профессиональным педагогическим сообществом задачу изменения привычных, складывавшихся десятки лет представлений о формах и содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, положена в основу инклюзивного образования. Сегодня под инклюзивным образованием мы понимаем такой процесс обучения, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.
Каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Это ведет к необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды, которая позволяет детям получать знания и способствует этому. Такая среда должна быть инклюзивной по отношению к детям, эффективной и дружественной, здоровой и безопасной. Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Ст.34 п.2
Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Статья 2, п.27
«Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Интеграция = инклюзия?
Сопоставление различных моделей интегрированного обучения показало, что ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной.
Инклюзивный подход коренным образом всё меняет: система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Наш опыт перехода от интегрированного обучения к инклюзивному. Опыт в районе.



Дети, которые испытывали трудности при освоении общеобразовательной программы или имели особые образовательные потребности, были в школе всегда.
Район: 28 детей дошкольного возраста – инвалиды, из них только 8 посещают детский сад. 37 детей инвалидов в школе. 22 ребёнка в возрасте от 7 до 17 лет не учатся и не работают.
Стратегия
В 2011 году появился первый ребёнок VIII вида. С каждым годом таких детей становилось всё больше. В основу организации школьного обучения детей с особыми образовательными потребностями был положен интегрированный подход.
На начало 2015-2016 учебного года в нашей школе обучается уже 7 детей с легкой умственной отсталостью и трое с задержкой психического развития. Кроме того на микроучастке школы проживают три ребенка-инвалида с умеренной умственной отсталостью, которые оторваны от социума. В перспективе, в связи с социальной ситуацией в поселении, ожидается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая ежегодно выезжает в нашу школу. Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, школьная медсестра. Планируется на договорной основе включение в работу ПМПк врача общей практики и специалистов Центра помощи семье и детям. Два педагога имеют высшее дефектологическое образование. В июне 2015 года курсовую подготовку по инклюзивному образованию прошли 19 человек. Созданы предпосылки для интеграции детей с ОВЗ и создания для них адаптивно развивающей среды. Школа постоянно поддерживает связь с ПУ-69 в поселке Нижняя Пойма, и Пу-27 города Канска. Нами запланированы ознакомительные экскурсии обучающихся с ОВЗ вместе с родителями с целью ориентации на получение профессионального образования.
Школа без поддержки общества и помощи из вне не сможет создать качественную модель инклюзивного образования. Психолого – педагогическое и социально–педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ должно быть, во-первых, комплексным и, во–вторых, иметь коррекционно–развивающую направленность. Все занятия должны проводиться индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребёнка с учётом его интеллектуальных и физических возможностей.
Сегодня мы четко понимаем, что дети с ограниченными возможностями это далеко неоднородная группа. Они имеют нарушения в развитии различные по характеру и степени выраженности, а так же, как и любой ребенок, психофизические и индивидуально-типологические особенности. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями мог получать образование в оптимальной для него форме.
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно, скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.
Для нас, как для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Проведенный анализ позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование:
Деятельность школы недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой по инклюзивному образованию.
Отсутствуют обоснованные расчеты и утвержденные нормативы по расходам, необходимым для организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Школа сегодня не располагает необходимой материально-технической базой, программно-методическим обеспечением для предоставления качественной образовательной услуги в форме инклюзивного образования детей с ОВЗ, специального (коррекционного) обучения.
Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.
В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию инклюзивного обучения.
Отсутствует система мониторинга качества образования детей с ОВЗ в школе, что затрудняет принятие своевременных и эффективных управленческих решений.
Барьер инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами.

Решив эти проблемы в ближайшее время, мы сможем создать предпосылки для внедрения модели более гуманного, качественного образовательного процесса, включающего обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ.


Опора на философию инклюзии, ее приоритеты и принципы с учетом особенностей отечественной образовательной системы;
Инклюзивное образование не заменяет и не подменяет систему специального образования, и в своей практике опирается на научно-методический и кадровый ресурс специального образования;
Необходимо рассматривать эффективность инклюзивного образования не только с позиции ее «полезности» для ребенка с ОВЗ, но и с позиции качества получения образования другими детьми, находящимися рядом с включенным в общую деятельность ребенком;
Имеющиеся образовательные программы и воспитательные технологии нуждаются в значительной модификация с выходом на разноуровневое построение, позволяющее во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, в то же время включенных в единое образовательное (инклюзивное) пространство;
Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к квалификации педагогов, их умению адаптировать программу к работе с конкретной группой детей, планировать участие всех учеников в образовательном процессе, понимать, каким образом следует работать вне традиционных рамок преподавания, и учитывать культурные особенности.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 715