Рабочая программа, дополнительное образование, кружок Юный химик


Администрация муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Окуневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на педагогическом Утверждаю:
совете Директор школы ---------
---------------------------------------- Батманова И.Н.
----------------------------------------
Протокол № ---- от « » ------- 20 г. « » ------------- 20 г


Дополнительная образовательная
программа по химии
«Юный химик»
Направление: естественнонаучное
Возраст обучающихся – 13 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: А. Д. Лужиков,
учитель химии

с. Окунев Нос
2015 год
Пояснительная записка
Мы знаем, что химию начинают изучать с восьмого класса. А что же до нее? В шестом классе изучают биологию, в седьмом классе – физику, именно в тот период, когда у них вызывает большой интерес новый предмет. А придя в восьмой класс ученики сталкивают с новым и сложным курсом «Химия». Соответственно у многих сразу же теряется интерес к нему. С целью решения данной проблемы, во многих школах России, проводят пропедевтические курсы, по изучении химии на более ранних этапах обучения в школе.
Данный курс рассчитан на один год и разработан с учетом межпредметных связей, возраст участников – 7 класс. Проводится в кабинете «Химии и географии»
Программа составлена на основе материалов «Издательский дом Первое сентября. Химия» и школьного курса «Химия».
Форма и режим занятий: теоретическая часть или практическая работа по одному часу в неделю во внеурочное время.
Цели:
Формирование первоначальных знаний и умений для изучения предмета «Химия».
Задачи:
Сформировать у учащихся интерес к новому курсу «Химия»
Сформировать у учащихся определенный круг практических умений: пользоваться спиртовкой, штативом и т. д., проводить простейшие опыты и наблюдения, соблюдать правила техники безопасности.
Сформировать у учащихся интеллектуальные умения: несложный анализ, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.
Устранить присутствие или отсутствие страха у учащихся перед химическими реакциями.
Ожидаемые результаты:
Знать: названия некоторых веществ и их формулы, правила техники безопасности, примеры химических и физических явлений, основные термины и понятия, особенности некоторых химических процессов, реагенты и методы проведения качественных реакций на органические и неорганические вещества,.Уметь: использовать химическую посуду по назначению, проделывать качественные реакции.
Содержание
Введение. Правила ТБ. -2 часа
Правила техники безопасности: при работе с химической посудой (штатив, спиртовка), смешивании, нагревании и растворении веществ. Химическая посуда (штатив, спиртовка, пробирка, ручной пробиркодержатель ручной, воронка, стеклянная трубочка и палочка) . Простейшие опыты с использованием химической посуды. Химические и физические явления. Признаки химических явлений: выпадение осадка, изменение цвета и выделение газа. Типы химических реакций: обмен, соединение и замещение.
Практическая часть: нагревание воды, растворение сахара и поваренной солив воде; испарение воды с фильтровальной бумаги; взаимодействие солей бария и серной кислоты (5%), карбоната натрия и серной кислоты(5%), железа и медного купороса.
Неорганические вещества - 9 часов.
Химические вещества. Неорганические вещества Простые вещества. Особенности металлов и неметаллов на примере цинка и натрия. Химические вещества. Сложные вещества: оксиды, основания, соли и кислоты. Качественные реакции на неорганические вещества. Индикаторы. Действие на индикаторы оснований и кислот. Деление солей на группы. Изучение состава хлорида железа (111)
Практическая часть: физические свойства алюминия и серы; агрегатное состояние оксидов и растворимость в воде; взаимодействие соды и уксуса; получение сернистой кислоты; взаимодействие хлорида железа с другими солями; действие на индикаторы оснований и кислот
Органические вещества – 7 часов.
Значение веществ в жизни природы и человека. Органические вещества, разнообразие органических веществ: нефть, уголь, природный газ и другие. Строение, состав, значение и способы определения белков, жиров, углеводов и спиртов. Качественные реакции на некоторые органические вещества. Отрицательное воздействие на организм этилового спирта.
Практическая часть: цветные реакции на белки, растворимость жиров в воде и в бензине, определение крахмала в продуктах питания, действие этилового спирта на яичный белок.
Учебно – тематический план
№ Тема Количество часов Практическая часть
Введение. Правила ТБ 2 1
1 Правила ТБ. Игра «Что такое химия» 1 2 Химическая посуда и химические реакции. 1 1
Неорганические вещества 9 8
4 Сода и уксус. 1 1
6 Угольная кислота. 1 1
7 «Золотой дождь» 1 1
8 Кислота и щелочь 1 1
9 Тайнопись 1 1
10 Реакции «Серебряного зеркала». 1 1
11 Цветные реакции. 2 1
12 Кислота и металл. 1 1
Органические вещества. 7 5
13 Разнообразие органических веществ. 1 14 Углеводы. 1 1
15 Жиры. 1 1
16 Белки. 1 1
17 Спирты. 2 1
18 Подведение итогов. Определение веществ, в продуктах питания. 1 1
Итого 18 12
Организационно методическое обеспечение программы.
Набор реактивов:
кислоты (соляная и серная)
оксиды металлов
соли (карбонаты, сульфаты, нитраты)
металлы (алюминий, цинк)
индикаторы (метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмоид)
Химическая посуда и оборудование:
штатив
спиртовка
стеклянные трубочки и палочки
химический стакан
воронка
ручной пробиркодержатель
предметное стекло
Таблица:
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
«Растворимость солей и кислот в воде»
Занятия проводятся в кабинете химии, который обеспечен всем необходимым оборудованием.
Занятия начинаются с постановки целей и задач, далее проводится инструктаж по технике безопасности, затем знакомство с новой темой и проведением практической части. Затем проводится подведение итогов.
Подведение итогов по каждому разделу осуществляется с помощью игр, викторин и других форм внеклассной деятельности..Литература:
1 Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания. Химия. За 2010 год.
2 Габриелян О. С. Химия за 8,9,10 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004.