Кружок Правознайка,программа дополнительного образования


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Принято на педагогическом совете Утверждаю_________________ 28 августа 2015 года, протокол № 8 Заведующий О.И.Велигоцкая Приказ № 79 от 31.08.2015 года
Программа дополнительного образования детей старшего возраста на 2015/2016 год
«Правознайка»
(возраст 5-6 лет, срок обучения 1 год)
Составитель программы:
Серикова Лариса Ивановна,
педагог-психолог МБДОУ
детского сада № 4 р.п. Переяславка
р.п. Переяславка
2015 год
Содержание:
Пояснительная записка ………………………… 2
Цель программы…………………………………. 2
Задачи программы……………………………….. 2
Форма занятий……………………………………. 3
Предполагаемый результат……………………… 3
Система мониторинга достижения детьми
предполагаемых результатов…………………….3
Литература…………………………………………4
Учебно-тематический план……………………….5
Пояснительная записка
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
Данная Программа направлена на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
Цель Программы – Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Задачи Программы:
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- сформировать у детей представления о правах человека на основе литературных произведений;
- воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, общечеловеческим ценностям;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать толерантность (терпимость, способность к принятию точки зрения собеседника);
- сформировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развивать коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
Форма занятий
Занятия (теоретические и практические) проводятся один раз в неделю не более 30 минут. Формы занятий - групповая и индивидуальная: игры, беседы, изобразительное искусство, драматизация сказок, развлечения, викторины, чтение сказок.Предполагаемый результат:
- дети познакомятся с Декларацией прав человека через игровую деятельность в ходе общения друг с другом, со взрослыми, больше обратят внимание на взаимоотношения героев сказок и рассказов;
- у детей сформируются представления о семье и родственных связях;
- у детей сформируется способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права;
- разовьются такие личностные качества, как активность, самостоятельность, чувство собственного достоинства;
- сформируется отношение ребёнка к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов;
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Мониторинг проводится два раза в год (ноябрь и май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы дополнительного образования детей и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы дошкольного образования на основе выявления динамики компетенций, которые они должны приобрести в результате ее освоения.
Критерии оценки:
- дети понимают, что Конвенция о правах ребенка, это документ, его необходимо исполнять;
-дети ориентируются в правах - жить в семье, иметь право на собственное имя, фамилию, на образование, медицинский уход, право иметь собственное мнение, пользоваться игрушками, пособия, право на достаточное питание, защиту от физического и психического насилия и т.д.
- у детей сформировано представление о семье и родственных связях;
- знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.
-Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому;
- у детей сформирована способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права;
- развиты такие личностные качества, как активность, самостоятельность, чувство собственного достоинства;
- доброжелательно относится к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов;
Инструментарий мониторинга. Мониторинг качества дошкольного образования включает в себя проведение проверочных занятий, наблюдение за детьми, анализ продуктов детской деятельности, оформление результатов в таблице и выводы.. Литература:
Соловьёва Е.В. «Знакомими дошкольников с Конвенцией о првах ребёнка»: практичечское пособие для работников дошкольных учреждений. – М: АРКТИ – 2005г.
Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»; подготовительная группа. – М: ИГЛ, - 2005г.
Ковалёва Г.А. «Воспитание маленького гражданина»; практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.АРКТИ – 2005г.
Доронова Т.Н. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка». Координация усилий семьи и детского сада. – М: Просвещение – 2003г.
Журналы «Дошкольное воспитание» - 2010г.
Журналы «Ребёнок в детском саду» - 2007г.
Учебно-тематический план
Дата проведения Тема Программные задачи Количество часов Форма проведения
Сентябрь Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
1. « В гостях у Конвенции» 1. Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка.
2. Ввести в словарь детей понятие «Конвенция».
3. Формировать, понятие о том, что у каждого ребенка есть права. 1 Группа,
Беседа.
Сентябрь I. «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».
2. «Моя семья» 1.Расширить представления детей о семье;
2.Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи.
(все члены обязаны защищать своего ребенка) 1 Группа
Сентябрь 3. Знакомство с пословицами и поговорками о семье
1. Воспитывать любовь и уважение к семье.
2. Расширять словарный запас детей.
3. Развитие памяти. 1 Группа
Заучивание стихотворения
А. Майкова «Мать и дети»
Сентябрь 4.ИЗО по сюжету «Моя семья» 1. Закрепить представления о членах семьи и об отношениях в семье. 1 Группа.
Беседа.
Выставка работ
Октябрь 5. «Кто придёт к тебе на помощь?»
1.Закрепить представления о родственных связях.
2.Оформление первой статьи Конвенции прав ребёнка «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».
1 Группа.
Октябрь II. «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды».
6.«Лесные приключения» 1.Дать детям представления о том, что они имеют такие права;
2.Ввести в активный словарь детей такие понятия «достаточное питание» и «чистая вода». 1 Группа.
Октябрь 7.«Путешествие с капелькой».
1.Показать необходимость воды для всего живого.
2.Продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома;
3. Расширить представление детей о воде. 1 Группа.
Игра.
Октябрь 8. ИЗО Оформление второй статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды». 1 Группа.
Изобразительное искусство. Беседа.
Ноябрь III. «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».
9. «Играем в театр».
Дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого ребёнка необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.
1 Группа.
Чтение сказки.
Театрализованное представление сказки «Три медведя».
Ноябрь 10. «Страна Одеждия»
Закрепить знания детей о хороших условиях жизни. 1 Группа.
Игра.
Ноябрь 11. ИЗО Оформление третьей статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни» 1 Группа.
Изобразительное искусство. Беседа.
Ноябрь IV. «Дети имеют право на медицинский уход».
12. «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»
Формирование у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка.
1 Группа.
Беседа.
Декабрь 13.«Секреты здоровья»
1.Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.
2.Расширять представление о том, что полезно и что вредно для здоровья.
1 Группа.
Декабрь 14. «К нам приехал Айболит» 1.Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка.
2.Формировать навыки сотрудничества.
1 Группа.
Декабрь 15. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» 1.Формировать привычку к здоровому образу жизни.
2.Закрепить правила и навыки личной гигиены.
1 Группа.
Декабрь 16. «Больница»
(Каникулы) Закрепить знания детей четвертой статьи Конвенции. 1 Группа.
Сюжетно – ролевая игра.
Январь 17. ИЗО Оформление четвёртой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на медицинский уход» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Январь V. «Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение»
18.«Цветик-семицветик1.Учить детей сопереживать, замечать боль других;
2.Совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям-инвалидам.
1 Группа.
Чтение сказки.
Январь 19. ИЗО Оформление пятой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Февраль VI.«Дети имеют право на отдых»
20. «Я на солнышке лежу» 1. Дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья;
2. Ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых» (путешествия, подвижные игры), «пассивный отдых»; «предпочтение».
3. Закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья путём обеспечения условий для отдыха. 1 Группа.
Февраль 21. «Поиграем» 1.Развить коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.
2.Дать понять, что игра это тоже отдых. 1 Группа.
Февраль 22. ИЗО Оформление шестой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на отдых» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Февраль VII. «Дети имеют право на бесплатное образование»
23. «Как важно грамотным быть».
1.Формировать у детей представление значимости образования в жизни каждого
1 Группа.
Март 24. «Дорога к письменности»
1.Рассказать детям о происхождении славянского алфавита.
2. Расширить знания детей об образовании.
1 Группа.
Март 25. ИЗО Оформление седьмой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на бесплатное образование» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Март VIII. «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению»
26. «Маска откровений» 1. Формировать у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «обижают – значит нарушают твои права»;
2.Обсуждение проблемы «что ты будешь делать, если тебя обижают»
1 Группа.
Беседа.
Март 27. С/р игра «Школа»
Д/и «Сложи слово», «Найди букву» 1. Закрепить знания по седьмой статье
2. Дать понять детям, что играя, они тоже получают знания. 1 Группа.
Викторина
Игра
Апрель 28. ИЗО Оформление восьмой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Апрель IX. «Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы» 29.«Непосильное задание»
1. Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «Тяжёлый физический труд»;
2.Формировать представления о том, что тяжёлый непосильный труд может нанести вред здоровью.
1 Группа.
Чтение сказки «Золушка».
Апрель 30. ИЗО Оформление девятой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Апрель X.«Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры»
31.«Дети планеты Земля»
1. Дать чёткое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей;
2.Продолжать воспитывать в них уважение к национальным культурам разных народов;
3. Воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.
1 Группа.
Май 32.«Паспорт гражданина РФ» Воспитывать любовь к Родине, уважение и симпатию к людям разных национальностей. 1 Группа.
Май 33. ИЗО Оформление десятой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры» 1 Группа.
Изобразительное искусство.
Беседа.
Май XI.«Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов»
34. «Радиоэфир» 1. Совершенствовать навыки речевого общения;
2. Прислушиваться к мнению сверстников;
3. Привлекать детей к сообществу создания друзей.
1 Группа.
Май 35. Подведение итогов. ИЗО. Оформление одиннадцатой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов» 1 Группа.
Беседа.
Составление альбома «Ребёнок имеет право».
Награждение детей.