Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня


МБУ ДО Районный центр внешкольной работы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
творческой мастерской на тему:
«Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Разработала:
Ряжских Ираида Борисовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
х. Пролетарка Ростовской области
2015 г.




Карасева Ольга Николаевна с внучкой Карасевой Алиной


Гости: Карасева О.Н., Выжлецова В.В., Королева Т.А., Лютикова Т.И.
Конспект творческой мастерской
на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Цели мастерской:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу.
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
мультимедийное оборудование;
презентация;
выставка «Тряпичная кукла»;
инструкционная карта по изготовлению куклы «БЕРЕГИНЯ»;
инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон).
Ожидаемые результаты:
усвоение знаний о традициях русского народа;
умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.
Этапы мастерской:
Организационная часть.
Знакомство с историей тряпичной куклы.
Практическая работа.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов мастерской.
Рефлексия.
Сообщение темы следующей творческой мастерской.
Приглашение к чаепитию.
1. Организационная часть
Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит «Мастерица». На столе лежат лоскуты различных тканей, нитки, тесьма. На стене висят вышитые полотенца и салфетки.
2. Знакомство с историей тряпичной куклы
Мастерица: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада вас снова приветствовать на нашей творческой мастерской. Начать занятие я хочу отрывком из народной сказки «Василиса прекрасная».
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Мастерица помолчала и продолжила.
И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает».
Мастерица закрыла книгу и отложила ее в сторону.
Все вы, наверное, в детстве слышали сказку про Василису и ее куколку. А если нет - можете взять в библиотеке и прочесть.
Кто мне скажет, почему я начала занятие с этой сказки? Как вы думаете?
Ответы детей.
Правильно, наше занятие посвящено куклам.
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.
А вы, мои ученики, любите играть в куклы?
Ответы детей.
Мастерица: Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
Слайд 2
Мастерица: В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.
Вопрос к ученикам: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Ответы детей.
Мастерица: да, все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Слайд 3
Мастерица: Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги
Обрядовые куклы
Игровые куклы.
Вопрос к ученикам: Кто может объяснить значение этих кукол?
Ответы детей.
Мастерица: А хотите подробнее узнать об этих куклах?
В этом мне помогут мои помощники - мои ученики, которые многое знают о тряпичной кукле и научились их изготавливать.
Слайд 4: Куклы-обереги.
Мастерица: Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своим руками. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
1-й ученик:
Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу - оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло, которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку.
Кукла «Кувадка». Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Кукла «Ангел». Издавна считается, что Ангел-Хранитель сопровождает каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и отгоняет злых духов. На куклу-оберег Ангел загадывали желание, её просили оберегать, а еще ей украшали новогодние ёлки.
Кукла «Кубышка-травница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Куклу давали играть детям. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Кукла «На счастье». Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла «Берегиня дома». Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни.
Слайд 5: Обрядовые куклы.
Мастерица: Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.
А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни?
Ответы детей.
Мастерица: Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом солнца. Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.
2-й ученик:
Кукла «Зернушка» (Крупеничка) - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
Кукла «Неразлучники». Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Кукла «Отдарок- на- подарок». Символизирует значимость подарка и искрению благодарность, а не «дежурное спасибо». Наверняка, у каждого найдется хотя бы один человек, которому хочется сказать спасибо. Обычно отдаривают на памятные подарки. Считается, что в процессе дарения, между людьми устанавливается взаимосвязь.
Кукла «Плодородие». Эта кукла помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Слайд 6: Игровые куклы.
Мастерица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу» любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Игровые куклы: Кукла-кормилка, Кукла-капустка, Зольная кукла.
Слайд 7
Мастерица: Наши девочки увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «БЕРЕГИНЯ».
3. Практическая работа
Слайд 8
Мастерица: Для изготовления куклы Вам понадобятся:
Лоскуты ткани: 16*28см для тела; 20*20см для платья; 10*9см для ручек;
7*9см для фартучка; 7*8см для мешочка; 15*15см для косыночки.
Красные нитки, немного любой крупы, лекарственная трава, куделька. Инструменты: ножницы, игла.
Инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы.
Слайд 9: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Мастерица: Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить?
Верно, правила безопасной работы с ножницами:
1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
Слайды 10–15
Подробная технологическая карта изготовления «БЕРЕГИНИ»
Мастерица делит учеников на группы для коллективной работы;
инструктирует о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;
прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;
проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.
Слайд 16
Последовательный план изготовления тряпичной куклы
Во время работы тихо звучит народная музыка

Из лоскута для тела делаем закрутку.
Затем складываем пополам и оформляем красной нитью голову куколки.

Закручиваем ручки и оформляем кисти.
Затем вкладываем ручки куколки и нитью обматываем талию.

Берём лоскут для платья и делаем три небольших надреза в центре.
Одеваем куколке платье и закрепляем нитью вокруг талии.

Закрепляем фартучек. На голову одеваем косыночку.
Формируем узелок, прикрепляем к руке. Берегиня готова!
4. Закрепление изученного материала
Мастерица:
Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Берегиня»)
Для чего она служила, какое было её назначение?
(Она оберегала от злых людей).
А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
Слайд 17
5. Подведение итогов мастерской
«Мастерица» и «ученики» изготавливают кукол и сажают их за стол.
Самый маленький ученик:
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Мастерица: Подвести итог нашей творческой мастерской мне хотелось бы притчей «О мудреце и хитреце».
«Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках».
Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.
Самый маленький ученик:
М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»
Свернута из тряпки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки — словно лапки,
Глазки — пара точек
А лицо — комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Мастерица: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
6. Рефлексия
Мастерица:
Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?
А в конце нашей работы я хочу прочитать вам стихотворение Анны Барыковой «Кукла»:
Я - кукла, нет во мне души,
Все думают, что не жива я,
Что не умею пережить,
Что я немая и глухая.
Я - кукла! ничего не знать -
Вот мой удел и моя доля,
Я не могу переживать
И думать не могу я боле.
Я кукла. Сколько слез моих
На сердце восковом застыло?
Твержу в душе все тот же стих
О том, что раньше с кем-то было.
Я кукла, но во мне душа
Живет и плачеи ежечасно.
Я внешне очень хороша,
Но ведь душа еще прекрасней.
Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, культуру, и тем мы будем сильны.
Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. До новых встреч.
7. Сообщение темы следующей творческой мастерской
8. Приглашение к чаепитию
Используемая литература:
Агаева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество.--№ 4, 2002.
Агаева И., Агапов О. Куклы «День и ночь»//
Народное творчество.--№2, 2003.
Агаева И. Куклы «Тульский мастеровой», «Бабочка»//
Народное творчество.--№2, 2002.
Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян—покровители семейного очага и ремёсел// Народное творчество.--№4, 2001.
Котова И., Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.
Народная кукла.—СПб.: «Паритет», 2003.—240 с.