План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв.»

План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв.»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ФИО
Лёвина Кристина Сергеевна


Место работы
ГУ «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»


Должность
Учитель


Предмет
История


Класс
8


Тема и номер урока в теме
Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв. 45


Базовый учебник
З.Е. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева. История Казахстана (XVIII в. – 1914 г.): учебник для 8 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2012 г.- 325 с.


Цель  урока: изучить роль русских, немецких, английских, французских ученых – исследователей, внесших вклад в историю и этнографию края в XIX – начале XX вв.
Задачи:
1. Обучающая: в ходе знакомства с представителями русской, зарубежной и казахской интеллигенции, которые занимались исследованием истории, этнографии и культуры Казахстана, основываясь на результатах их работы, показать значение этих исследований для казахского народа; 2. Развивающая: систематизируя представления учащихся на основе прочитанного материала. Развивать наблюдательность, стремление к науке и образованию, умение аргументировать ответы; 3. Воспитательная: воспитывать стремление к научным познаниям и самообразованию.
План урока:
Роль российских ученых в изучении Казахстана.
Русские писатели и поэты о Казахстане.
Участие политических ссыльных в изучении Казахстана.
Роль английских, немецких, французских исследователей.

Тип урока:    комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Комментарии

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
Организационный момент.
- приветствие учащихся;
- проверка их явки и готовности к уроку;
- положительный настрой на работу на уроке.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, а теперь возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу справа и слева. Пожелайте друг другу только положительных эмоций на сегодняшний урок.
-приветствие учителя;
-положительный настрой на работу на уроке.
1
Цель разминки: поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

2.
Проверка ОУУН

Опрос:
-Скажите ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-Что вы приготовили на сегодня?

-Давайте по очереди каждая группа будет задавать вопросы, а противоположная группа отвечать.
1 группа задает 2 вопроса 3 группе
2 группа задает 2 вопроса 4 группе
3 группа задает 2 вопроса 1 группе
4 группа задает 2 вопроса 5 группе
5 группа задает 2 вопроса 2 группе


-Наука и научные учреждения Казахстана в XIX – начале XX вв.
-Каждая группа приготовила по 2 вопроса по домашней теме.
Каждая группа отвечает на вопросы заданные другой группе.
1 группа задает 2 вопроса 3 группе
2 группа задает 2 вопроса 4 группе
3 группа задает 2 вопроса 1 группе
4 группа задает 2 вопроса 5 группе
5 группа задает 2 вопроса 2 группе
Вопросы 1 группы:
1.Как вы думаете, почему Российская империя была заинтересована в недопущении казахов к получению среднего и высшего образования?
2. Как вы считаете, почему Омск стал крупным образовательным центром степного края?
Вопросы 2 группы:
1. Как вы считаете, почему новометодные школы не получили широкого распространения в Казахстане?
2.Что на ваш взгляд, задерживало процесс массового охвата кочевников обучением?
Вопросы 3 группе:
1.Предположите, что было бы если образование в 19 – нач. 20 вв. в Казахстане не получило ни какого развития?
2.Скажите, пожалуйста, какие видные казахские деятели закончили высшие учебные заведения в крупных городах Российской империи?
Вопросы 4 группе:
1.В чем различие образования начала 19 в. и начала 20 в.?
2. Назовите известные светские школы, возникшие в 19 – нач. 20 вв. в Казахстане?
Вопросы 5 группе:
1.Расскажите, как происходил процесс открытия аульных школ в Казахстане?
2.Как вы считаете, почему грамотность в Казахстане в 19 – нач. 20 вв. была очень низкой?
5
Раздается бланк для самооценивание группы по разработанным критериям.
К каждому критерию ставится оценка от 2 до 5




3.
Актуализация и мотивация учебной деятельности
Сегодня ребята мы с вами приступаем к изучению развития науки и научного изучения Казахстана в XIX – начале XX вв. но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим, чем мы будем заниматься на уроке сегодня? Учащиеся дают свои версии, из которых выбираются самые лучшие и которые вместе с учителем корректируются и заносятся в тетради и записываются на доске.
    Приблизительные варианты:
Вспомнить российских, английских, французских, немецких и казахстанских ученых в XIX – начале XX вв., внесших вклад в развитие науки Казахстана.
Изучить научные учреждения и комплексные исследования на территории Казахстана в XIX – начале XX вв.
Выяснить роль писателей, поэтов, политических ссыльных иностранных ученых в изучении Казахстана XIX – начале XX вв.
Показать вклад казахских ученых – исследователей, внесших вклад в историю и этнографию края в XIX – начале XX вв.
-ученики формулируют цели урока:
1.изучить развитие науки в Казахстане;
2.познакомится с известными деятелями Казахстана в 1- - нач. 20 вв., внесших вклад в развитие науки Казахстана?

3
Использование ИКТ – флипчарт урока.






Цель и задачи урока формулируем вместе с учащимися для осмысления новой темы.


4.
Вызов.
1. Деление на группы (1,2,3,4,5 – апельсин, яблоко, груша, лимон, ананас)

Мозговая атака.

1.Ребята подумайте и запишите, что вы знаете по теме сегодняшнего урока.
2.Обменяйтесь своей информацией в группе в течение 2 мин. и подготовьте ответ от группы.

ДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РЕБЯТА В 19 – НАЧАЛЕ 20 ВВ. ЗНАЧИТЕЛЬНО АКТИВИЗИРОВАЛОСЬ НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАЗАХСТАНА. ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕМ ЗАНИМАЛИСЬ РУССКАЯ ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ, ССЫЛЬНЫЕ, А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. СВОИ МАТЕРИАЛЫ ОСТАВИЛИ ТАКЖЕ ИНОСТРАНЦЫ: АНГЛИЧАНЕ, НЕМЦЫ, ФРАНЦУЗЫ.
-записывают в тетради, все, что знают по теме урока;
- обмениваются мнениями в группах;
- представитель от группы выступает, с информацией.
5
Применение методического приемы «мозговая атака» с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». Групповая, парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией.


5.
Осмысление.
Чтобы более подробно узнать обо всех деятелях, кто внес огромный вклад в изучение Казахстана, о том какие труды они оставили, вам в группах необходимо изучить текст параграфа 45, также текст дополнительной литературы, сайты сети интернет отобрать важную информацию, подготовить кластер и защитить его.
Задание.
1 группа – Роль российских ученых в изучении Казахстана.
2 группа – Русские писатели и поэты о Казахстане.
3 группа – Участие политических ссыльных в изучении Казахстана.
4 группа – Роль английских, немецких, французских исследователей.
5 группа - эксперты, оценивают работу групп, а также делают вывод по теме урока
(приложение №1.)
-знакомятся с новой информацией, обрабатывают ее, составляют кластеры по своему вопросу

17
Формативное оценивание по критериям:

Критерии -
1.выдержан регламент -5 б.
2.творческий подход к оформлению – 5 б.
3.использование дополнительной литературы - 5 б.
4. сплоченность – 5 б.
Наибольшее количество баллов
20 б.

Критерии записываются на слайде флипчарта, чтобы ребята постоянно обращались к ним.

6.
Закрепление
Творческие задание на закрепление темы.
Ну а теперь ребята вам необходимо проверить себя, на сколько вы усвоили материал, полученный на сегодняшнем уроке.
Ваше выполненное задание должен оценить ваш товарищ, по группе сидящий справа от вас.
Задание №1. Соотнесите
Задание №2. Допишите нужную дату
Задание №3. Решите исторические примеры

Задание №1. Соотнесите.

Понятие
Определение

1.А.И. Левшин
1.Записал один из вариантов казахского эпоса «Козы Корпеш и Баян Сулу»

2.А.И. Доброслыслов
2.«Область Сибирских киргизов»

3.М.М. Красовский
3.«Тургайская область. Исторический очерк»

4.А.С. Пушкин
4.«Описание киргиз-кайсацких орд и степей»

5.В.И. Даль
5.Написал повесть «Бикей и Мауляна»

Задание №2. Допишите нужную дату
_______– Т.Г. Шевченко отбывал ссылку в Казахстане
_______ - годы правления хана Абылай
_______- годы восстания под руководством Е. Пугачева
_______- А.С. Пушкин посетил г. Уральск и г. Оренбург
_______- пребывание посольства А.И. Тевкелева в ставке хана Младшего жуза Абулхаира

Задание №3. Решите исторические примеры
1. 1833 г. + Уральск =
5. 4000 + пословицы и поговорки =
2. «Гереке» + 1915 г. =
Ответы:
Задание №1.
1 – 4
2 – 3
3 – 2
4 – 1
5 – 5
Задание №2.
с 1847-1857 гг.
1771-1781 гг.
1773-1775 гг.
1833 г.
1731 г.
Задание №3
А.С. Пушкин путешествовал в Уральск
А.А. Диваев собрал
торжественно отметили 80 – летний юбилей ГН. Потанину
-выполняют творческие задания;
-оценивают работы друг друга.

6
Взаимооценивание выставление оценок
1-2 ошибки оценка «5»
3-4 ошибки оценка «4»
5 ошибок оценка «3»
Более 5 ошибок оценка 2

7.
Рефлексия
«Незаконченное предложение»: ребятам необходимо высказать о сегодняшнем уроке одним предложением:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось

-дописывают предложение по уроку;

2


8.
Домашнее задание.
Д/З.: параграф 44 читать и пересказывать.

Подготовиться к устному ответу с 2-3 вопросами группам по своей теме.

1 группа – Роль российских ученых в изучении Казахстана.

2 группа – Русские писатели и поэты о Казахстане.

3 группа – Участие политических ссыльных в изучении Казахстана.

4 группа – Роль английских, немецких, французских исследователей.

5 группа - Задание на опережение подготовить презентацию по теме научные учреждения и комплексные исследования на территории Казахстана.
Записывают домашнее задание.
3





Приложение №1.

Критерии -
1.выдержан регламент -5 б.
2.творческий подход к оформлению – 5 б.
3.использование дополнительной литературы - 5 б.
4. сплоченность – 5 б.
Наибольшее количество баллов 20 б.


Группа
Критерий 1
Критерий 2
Критерий 3
Критерий 4


балл
балл
балл
балл

1





2





3





4






Заголовок 115