План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв.»

План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв.»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ФИО
Лёвина Кристина Сергеевна


Место работы
ГУ «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»


Должность
Учитель


Предмет
История


Класс
8


Тема и номер урока в теме
Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв. 46


Базовый учебник
З.Е. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева. История Казахстана (XVIII в. – 1914 г.): учебник для 8 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2012 г.- 325 с.


Цель  урока: изучить роль казахских ученых – исследователей, внесших вклад в историю и этнографию края в XIX – начале XX вв.
Задачи:
1. Обучающая: в ходе знакомства с представителями казахской интеллигенции, которые занимались исследованием истории, этнографии и культуры Казахстана, основываясь на результатах их работы; 2. Развивающая: систематизируя представления учащихся на основе прочитанного материала. Развивать наблюдательность, стремление к науке и образованию, умение аргументировать ответы; 3. Воспитательная: воспитывать стремление к научным познаниям и самообразованию.
План урока:
Роль российских ученых в изучении Казахстана.
Русские писатели и поэты о Казахстане.
Участие политических ссыльных в изучении Казахстана.
Роль английских, немецких, французских исследователей.

Тип урока:    комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Комментарии

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
Организационный момент.
- приветствие учащихся;
- положительный настрой на работу на уроке.
Здравствуйте, ребята.
Наш урок я бы хотела начать со стихотворения «Улыбка».
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать в жизни.
-приветствие учителя;
-положительный настрой на работу на уроке.
1
Цель разминки: поприветствовать друг друга и зарядить группу позитивом и энергией.

2.
Проверка ОУУН

1 группа – Роль российских ученых в изучении Казахстана.
2 группа – Русские писатели и поэты о Казахстане.
3 группа – Участие политических ссыльных в изучении Казахстана.
4 группа – Роль английских, немецких, французских исследователей.
5группа - Научные учреждения и комплексные исследования на территории Казахстана.
Домашнее задание представлять вы будете в новых группах. Кто получил 1 номера переходят в 1 группу. 2 во вторую группу и т.д. Каждый, кто прибыл в новую группу рассказывают домашнее задание в группе.

Каждая группа готовила творческое задание, которое в течение 5 мин. представила классу.



5
В начале урока группы рассаживаются, так как они сидели на прошлом уроке.

Взаимооценивание по критериям (Суммативное)

Использование ИКТ – флипчарт урока (критерии на доске)

Для каждого посла разрабатывается бланк, с которым он идет в другую группу.

Критерии оценки посла:
1 доступность изложения 5 б.
2 выдержан регламент 5 б.
3 интересно 5 б.

Критерии оценки группы отвечающих на вопросы:
1 активность работы группы 5 б.
2 точность правильных ответов 5 б.

Наибольшее количество баллов
23- 25 б.- «5»
19-22 б. – «4»
15-18 б. – «3»
Менее 15 б. – «2»

3.
Актуализация и мотивация учебной деятельности
Сегодня ребята мы с вами приступаем к изучению развития науки и научного изучения Казахстана в XIX – начале XX вв.
   но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим, чем мы будем заниматься на уроке сегодня. Учащиеся дают свои версии, из которых выбираются самые лучшие и которые вместе с учителем корректируются и заносятся в тетради и записываются на доске.
    Приблизительные варианты:
Вспомнить российских, английских, французских, немецких и казахстанских ученых в XIX – начале XX вв., внесших вклад в развитие науки Казахстана.
Изучить научные учреждения и комплексные исследования на территории Казахстана в XIX – начале XX вв., сравнивая с образованием в XVIII – в первой половине XIX вв.
Показать вклад казахских ученых – исследователей, внесших вклад в историю и этнографию края в XIX – начале XX вв.

·-ученики формулируют цели урока:
1.изучить развитие науки в Казахстане;
2.познакомится с известными казахскими исследователями в 19 – нач. 20 вв., внесших вклад в развитие науки Казахстана?

3
Использование ИКТ – флипчарт урока.






Цель и задачи урока формулируем вместе с учащимися для осмысления новой темы.


4.
Вызов.
1. Деление на группы по цветам.

На стадии вызова учащимся предлагается ответить на вопросы, которые предлагает учитель для актуализации имеющихся знаний по обсуждаемой теме. Данные вопросы необходимо в парах обсудить, ответы занести в тетрадь. Далее одному учащемуся от каждой пары (по желанию) предлагается зачитать ответы на вопросы.

Вопросы:

Скажите ребята, кто внес большой вклад в изучение и исследование Казахстана в XIX – начале XX вв.?

Как вы думаете, казахи принимали участие в исследовании Казахстана в XIX – начале XX вв.?

Вспомните, кто из казахов принимал деятельное участие в исследовании края?
-записывают в тетради, все, что знают по теме урока;
- обмениваются мнениями в группах;
- представитель от группы выступает, с информацией.
5
ИКТ, работа с одаренными и талантливыми.

5.
Осмысление.
Чтобы более подробно изучить вклад казахов в исследование Казахстана в XIX – начале XX вв. вам предстоит поработать с литературой, учебником, интернетом и подготовить небольшое сообщение о любом исследователе Казахстана XIX – начале XX вв., рассказать о его вкладе в науку, представить труды. Но так чтобы в группах небыло совпадений вам можно посовещаться, о том, о каком деятеле будет идти речь в группах. Хорошо было бы, если вы, в интернете найдете портрет и выведите на слайд для групп.
У каждого на столе лежит таблица, которую необходимо заполнять по ходу ответов групп:
«Казахи- исследователи Казахстана»
ФИ исследователи
Годы жизни
Краткая биография
Научная деятельность, труды.



























1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа –

5 группа -

Прежде чем приступить к работе давайте с вами разработаем критерии оценивания ваших сообщений.

-знакомятся с новой информацией, обрабатывают ее, составляют презентации об историческом деятеле.

17
Взаимооценивание по критериям (суммативное оценивание)

Группа 1 оценивает группу 3
Группа 2 оценивает группу 4
Группа 3 оценивает группу 5
Группа 4 оценивает группу 1
Группа 5 оценивает группу 2

Критерии записываются на слайде флипчарта, чтобы ребята постоянно обращались к ним.

Критерии -
1.выдержан регламент -5 б.
2.использование дополнительной литературы– 10 б.
3. насколько тема представлена ясно и понятно – 5 б.
4. насколько работа отражает скоординированные усилия всех членов команды – 5 б.
Наибольшее количество баллов
25 б.

21-25 б. – 5
16-20 б. – 4
10-15 б. – 3
Менее 10 б . – 3

6.
Закрепление
После выступления групп снова вернитесь к вопросам и ответам в начале урока, еще раз прочитайте вопросы и допишите если вы кого – то из исследователей не знали, а узнали, только лишь на уроке. Что у вас получилось? Ответы также от пары представить.

Обратите внимание на слайд флипчарта перед вами ПОПС формула, вам необходимо выполнить практическое задание и ответы сдать на проверку в конце урока.

Практическое задание.
Почему сбором народных преданий и исследованием Казахстана, изучением истории и культуры легче было заниматься самим казахам?

П – позиция: «Я считаю, что».

О – объяснение (или обоснование): «Потому что ».

П – пример: «Я могу это доказать на примере ».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что».1 – 4

-выполняют творческие задания;
- зачитывают выполненное задание по 1 от группы по желанию.

6
Формативное оценивание

7.
Рефлексия
«Незаконченное предложение»: ребятам необходимо высказать о сегодняшнем уроке одним предложением:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось

-дописывают предложение по уроку;

2


8.
Домашнее задание.
Д/З.: параграф 45 читать и пересказывать.

По параграфу составить тест 15 вопросов по 5 вариантов ответов (ответы на отдельных листах). При составлении можно пользоваться сборниками тестов 2010-2013 гг.

Записывают домашнее задание.
3


9.
Подведение итогов урока.
Оценки за урок.
Итоги подводятся работы учащихся на всех этапах урока.
Оценивают свою работу за урок
3
Суммативное оценивание по уроку.



Приложение
Критерии -
1.выдержан регламент -5 б.
2.использование дополнительной литературы– 10 б.
3. насколько тема представлена ясно и понятно – 5 б.
4. насколько работа отражает скоординированные усилия всех членов команды – 5 б.


Наибольшее количество баллов 25 б.
21-25 б. – 5
16-20 б. – 4
10-15 б. – 3
Менее 10 б . – 3
Выбор исследователя за группой.



Заголовок 115