Практическая работа по формированию новых знаний Этапы заселения и хозяйственного освоения Урала.


Практическая работа по формированию новых знаний
Учебник: География России. В 2кн. Кн. 1 : География России: хозяйство и географические районы. 9кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В.П.Дронова. –3-е изд. – М.: Дрофа, 2006.
Атлас География России. Природа и население: 9 класс – М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2006.
Тема: Этапы заселения и хозяйственного освоения Урала.
Образовательные задачи: формирование знаний об этапах заселения и хозяйственного освоения Уральского экономического района и изменении его роли в хозяйстве России наглядно-образными средствами созданной карты «Возникновение городов Урала» и результатами анализа справочных материалов.
Содержание работы:
Сообщается тема и цели, план работы
Актуализация знаний: Уральский экономический район один из самых урбанизированных районов нашей страны, поэтому совершенно обосновано по карте "Города плюс транспортная сеть – это экономический каркас территории" Н.Н.БаранскийИзучение сведений начинается с рисунка 56 (стр.188 учебника) «История заселения Урала II-XIIIвв», затем ученики изучают и анализируют сведения таблицы «Крупнейшие города Урала». В ходе фронтального обсуждения данных рисунка и таблицы выявляют городов по времени их основания.
До XVв – Чердынь, Соликамск;
XVI-XVIIвв. – Сарапул, Кунгур, Уфа, Березники;
XVIIIв. – Екатеринбург, Нижний Тагил, Стерлитамак, Челябинск, Златоуст, Миасс, Пермь, Ижевск, Оренбург;
XXв. – Салават, Нефтекамск, Магнитогорс, Новотроицк.Индивидуальная работа в контурной карте:
Применяя пунсоны разного цвета (в соответствии времени образования) и разного диаметра (по числу жителей), ученики наносят города на карту.
Обозначают основные месторождения полезных ископаемых, с освоением которых возникли названные города.
На основании наглядного образа карты «Возникновение городов Урала» и полученной информации из учебника и справочных материалов фронтально обсуждаем этапы заселения и хозяйственного освоения Урала, по результатам обсуждения этапы освоения и краткую характеристику каждого ученики записывают в тетрадях (пояснительный текст к созданной карте).
Учащимся предлагается изучить данные таблицы об истории возникновения и хозяйственной специализации городов, обобщить знания об этапах освоения данной территории. На основании всего учащиеся формулируют выводы об изменении роли Урала в хозяйстве страны.
Источники знаний:
тематические карты атласа;
исторические сведения о возникновении городов;
статистические данные о численности населения городов;
сведения о современном хозяйстве городов.
Способы познавательной деятельности:
Активная поисковая деятельность: применение известных приемов и навыков для решения новых задач (получения новой информации), анализ и синтез информации, формулирование выводов.
Задания учащимся:
Составьте карту «Возникновение городов Урала», используя данные таблицы «Крупнейшие города Урала» и карты атласа.
Выделите основные этапы заселения и хозяйственного освоения Урала, кратко опишите особенности каждого этапа.
Сформулируйте выводы об изменении роли Урала в хозяйстве России.
Форма представления учащимися результата работы:
Карта «Возникновение городов Урала».
Краткая письменная характеристика этапов заселения и освоения Урала.
Письменно выводы об изменении роли Урала в хозяйстве страны.