УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.


Урок литературного чтения 3 классПредмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели:
Образовательные:
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат:
Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные:
Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.
Основные понятия: пословица, поговорка.
Организация пространства: групповая работа.
Ход урока:
І. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелаем нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:
Красный – справились
Зеленый – требуется помощь
Синий – не справились
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
У каждой группы листок с шифровкой.
1 группа: страха, у, велики, глаза.
2 группа: рубят, щепки, лес, летят.
Учащимся нужно расшифровать свою запись.
1 группа: у страха глаза велики.
2 группа: лес рубят - щепки летят.
- Как вы думаете, а что это такое?
(Это пословицы и поговорки)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Самооценка работы группы)
III. Работа по теме. Актуализация знаний.
Цели:
- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.
- Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)
- Они относятся к устному народному творчеству.
- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?
- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.
Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.
1 группа находит объяснение понятия – пословица.
2 группа – объяснение понятия – поговорка.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
- Давайте оформим наши знания в виде схемы:
Пословица
Краткость, меткость, мудрость
Поучительность,
содержит вывод
Ритм, рифма Поговорка
Образное крылатое выражение
Отношение к чему-либо без вывода
Знакомство с творчеством писателя В.И.Даля
Рассказ о В.И. Дале. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.
- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы)
Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание смысла пословиц и поговорок.
Работа с пословицами.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок: 1) Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может.
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
Разделение пословиц на темы.
- Объясните, как вы это понимаете.
Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.
- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл.
Работаем по группам:
- Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)
- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.
1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.
2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.
3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.
На листе записаны пословицы и поговорки:
1. Дружба - великая сила. 2. Всяк человек по делу познаётся. 3. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 4. Друга на деньги не купишь. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Делу время - потехе час. 9. Март с водой, апрель с травой. 10. Друг в беде - друг вдвойне. 11. Лето собирает, зима съедает. 12. Кончил дело - гуляй смело. 13. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 14. Февраль богат снегом, апрель водою. 15. Землю красит солнце, а человека - труд.
(Самооценка работы группы).
Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.
- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
За все берется, но не все удается (русс.)
- В любом деле нужно умение (удм.)
Кто рано встает, тому бог подает (русс.)
– Ранняя пташка ловит червяка (англ.)
Терпенье и труд, все перетрут (русс.)
Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень (татар.)
IV. Контролирующее задание
Цель:
- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки
Игра «Пословица или поговорка»
- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)
2. Семь пятниц на неделе (пог.)
3. Хлеб всему голова (пог.)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)
5. У Федорки всегда отговорки (пог.)
6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)
- Оцените свою работу.
Самооценка работы группы.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Итак, о чем мы сегодня говорили?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Для чего нужны пословицы и поговорки?
- А кто из вас работал «спустя рукава»?
- Оцените свою деятельность на уроке:
Красный – справились
Зеленый – требуется помощь
Синий – не справились
Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание.