Урок по русскому языку на тему: Прилагательные полные и краткие в 5 классе.


Урок по русскому языку на тему:
(Прилагательные полные и краткие)
в 5 классе.
Выполнила: учитель русского языка и
литературы
Бурцева.К.А..
Цели урока:
Обучающие:
•Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Развивающие:
•Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
Воспитывающие:
•Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- медиа проектор,
- презентация «Прилагательные полные и краткие»
- на карточках задания для групповой работы
- у каждого ученика на парте лежат все необходимые принадлежности к уроку
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята ,садитесь! ! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и мы получили удовольствие от работы друг с другом. Садитесь.
2. Вступительное слово учителя
Наш урок я хочу начать с того, что прочту вам стихотворение называется : "Сказка про краски", автор Василий Ермолаевич Руженцев.
Если б всё на свете былоОдинакового цвета,Вас бы это рассердило?Или радовало это?Кто решился бы отныне,Приходя, домой усталым,на зелёной спать перинеПод зелёным одеялом?И зелёною водоюНа рассвете умываться,И зелёным- презелёнымПолотенцем утираться?Любоваться, как над вами,Зеленея, птицы реют,Над зелёными домамиярко солнце зеленеет?Видеть мир привыкли людиБелым, жёлтым, синим, красным.Пусть же всё вокруг нас будетУдивительным и разным!
3.Повторение пройденного материала
Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова - имена прилагательные. Сегодня мы с вами продолжим работу по теме: имя прилагательное.
- Вспомните:
1.Что такое имя прилагательное?
(Имя прилагательное-часть речи ,которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? чей?)2. Как изменяются имена прилагательные?
(Имена прилагательные изменяются по числам, родам(только в ед.ч), падежам.)
3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
(Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные , к которым они относятся.
4.Какова синтаксическая роль имени прилагательного?
(В предложении имена прилагательные яв-ся определениями или сказуемыми)
Молодцы! Немного повторили.
4. Проблемная ситуация
А теперь обратите внимание на доску .На доске записаны слова в два столбика:
Белый-бел Белые-белы
Белая-белаБелое-бело-Какая часть речи перед нами?(Прилагательное)
-А чем отличаются имена прилагательные в первом и во –втором столбике(ответы детей)
-А как называются имена прилагательные второго столбика?
Кто-нибудь догадался как будет звучать тема нашего урока?(Нет)
-Можем ли мы ответить на этот вопрос?(Нет)
-Что возникло перед нами?(Проблема)
5.Объяснение нового материала
Запишите тему урока: Полные и краткие имена прилагательные.
-Сформулируйте ,пожалуйста каждый для себя цель на сегодняшний урок.)(слайд 1)
Перед нами стоит цель: выяснить, что же такое краткое прилагательное и чем оно отличается от полного? А также нам нужно узнать пишется ли мягкий знак после шипящих в кратких прилагательных.
-Теперь вы можете ответить какие имена прилагательные записаны на доске, в два столбика? (Да ,полные и краткие?)
-Выделите в каждом слове окончания.
-Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? Посмотрите внимательно на слова, подумайте и ответьте.
(у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной)
-Давайте попробуем к каждому из них задать вопрос.(1 ученик работает у доски)
(Какой?-белый
Каков?-бел
Какая-белаяКакова-белаКакое-белое
Каково-белоКакие –белые
Каковы-белы) -В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?
(полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)(краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?)-Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам)
- Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? (только по родам и числам в ед.числе )
-Давайте сделаем вывод
(Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед.ч по родам)
А теперь обратимся к пословице, посмотрите на слайд(слайд 2)
Корень учения горек, а плод - сладок. (Пословица).
- Как вы понимаете эти слова?
(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).
-Запишем эту пословицу в тетради!
-Найдите в ней прилагательные.
-Определите, в полной или краткой форме они употреблены?
. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (карточки у каждого на столе).
Рассмотрите таблицу. Каким членом предложения являются полные и краткие прилагательные?
Полные прилагательные Краткие прилагательные
Чистый воздух
Ясное небо
Удивительная погода
Яркие лучи Воздух чистый
Небо ясное
Погода удивительная
Лучи яркие Воздух чист
Небо ясно
Погода удивительна
Лучи ярки
-Какими членами предложения являются данные прилагательные в пословице? Подчеркните.
Ответы: (прилагательные горек, сладок, употреблены в краткой форме, в предложении являются сказуемыми).
Вывод: 2. Расскажите о признаках полных и кратких прилагательных, пользуясь данным алгоритмом
1) Отвечают на вопросы ...
2) В предложении являются ...
3) Изменяются ...
-Ребята, кто напомнит мне цели нашего урока?
(выяснить, что же такое краткое прилагательное и чем оно отличается от полного? А также нам нужно узнать пишется ли мягкий знак после шипящих в кратких прилагательных.)-Запишите, пожалуйста два прилагательных
(похожий – похож.)
-На какую букву оканчивается краткое прилагательное(на шипящую)
-Подчеркните ее.
Запомните: (У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.№20)
-А теперь давайте закрепим?
Образуем от полных прилагательных краткую форму, выделяя изученную орфограмму( упр.591)

6.Закрепление изученного материала(тест)Приложение1
1.Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:
А) какой? какая? какое? какие?
Б) каков? какова? каково? каковы?
2. Краткие имена прилагательные не склоняются
А) да;
Б) нет.
3. Краткие имена прилагательные изменяются по числам
А) нет;
Б) да.
4. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут
А) изменяться по родам;
Б) изменяться по лицам.
5. Какие прилагательные в предложении обычно являются сказуемыми?
А) полные;
Б) краткие.
7.Итог урока
1. Что нового узнали сегодня на уроке? (Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам).
Чему научились?
(Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки).8.Домашнее задание
Упр.592(объяснение)
9.Рефлексия
Покажите смайлик отражающий ваше настроение от урока.Все понял
Ничего не понял
Есть вопросы
11.Выставление оценок и их аргументация.
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.