УРОК ЧТЕНИЕ .К.И.ЧУКОВСКИЙ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ К.И.ЧУКОВСКОГО


КГУ №13 (со спецклассами VIII вида)
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЧТЕНИЮ
ТЕМА:
«Чукоккала.
Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Подготовила: педагог дефектолог
Байшапанова А.Н.
Проверила:
завуч УВР Абжакова Л.Н.
г.Талдыкорган
2017г.
Тема: «Чукоккала. Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Класс: 4 спецкласс
Время: 19 января 2017 год, 1 урок 12ч 00 мин.- 12ч 45 мин.
Цели урока:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
формировать умение определять жанр и тему произведения; работать над выразительностью речи, интонацией; развивать устную связную речь, наглядно-
образное мышление, произвольное внимание; развивать интерес к сказкам
К.И.Чуковского доступными средствами: художественное чтение, соревнование,
чтение по ролям, использование музыки, воспитывать наблюдательность,
любовь к чтению.
План урока.
Вступительное слово учителя.
I «Вспомни сказку».
II  «Кто есть кто».
III «Конкурс знатоков».
IV «Корзинка с потерянными вещами».
V  «Отгадай загадку»
VI  «Расшифруйте имена сказочных героев».
Заключительное слово учителя.
Подведение итогов.
Ход урока:
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил
высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного
человека Корней Чуковский. 
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу.
Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
«Чукоккала» — рукописный журнал , составленный Корнеем Чуковским . Корней Иванович жил в небольшом финском местечке Куоккала. Название для журнала придумал сосед Чуковского — Илья Репин. Репин принимал активное участие в составлении альманаха


и под первым же свои рисунком сделал подпись: «И.Репин. Чукоккала». Слово составлено из начального слога фамилии Чуковского и названия посёлка.(ЧУ –КОККАЛА)
Давайте сегодня мы совершим с вами необычное путешествие в страну Чукоккала, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(под музыку дети идут по сказочной дорожке и приходят к волшебному дереву)
2.I «Вспомни сказку».
Послушайте внимательно! Вспомните, какими словами заканчивается строчка и назовите сказку.
*Лечит маленьких детей,
птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор… (Айболит)«Айболит»*Вдруг из подворотни - Страшный великан,Рыжий и усатый … (таракан)«Тараканище»Я – Великий УмывальникЗнаменитый… (Мойдодыр)Умывальников начальникИ мочалок командир.«Мойдодыр»*Свинки замяукали – мяу – мяу,Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)«Путаница»В Африке разбойник,В Африке злодей,В Африке ужасный… (Бармалей)«Бармалей»*Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Веселится народ-Муха замуж идётЗа лихого, удалогоМолодого… (комара)«Муха – Цокотуха»

*А за ним – то народИ поёт, и орёт:- Вот урод, так урод!
*Что за нос, что за рот!И откуда такое… (чудовище).«Крокодил»
*А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»-Молодцы ребята справились с заданием! Вспомнили строки их стихотворений,
назвали сказки.
(под музыку идем дальше по стране Чукоккала)
II «Кто есть кто».
- Ой что это? Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Разложите правильно ответы!
Айболит - (доктор)Бармалей - (разбойник)Федора - (бабушка)Каракула - (акула)Мойдодыр - (умывальник)Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)Цокотуха - (муха)Барабек - (обжора)Рыжий, усатый великан - (таракан) - Правильно! Мы выполнили задание!
(под музыку дети идут дальше. На классной доске кроссворд)III «Конкурс знатоков».
-Ребята! Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и вы узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:
Имя акулы в сказках Чуковского.
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Имя мухи – именинницы.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Умывальников начальник и мочалок командир.
Кто вернул краденое солнце?
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
По вертикали:
Первая сказка Чуковского.
Проверка кроссворда.
-Правильно! Первая сказка Корнея Ивановича «Крокодил».
(под музыку дети идут дальше и находят корзинку )IV «Корзинка с потерянными вещами».
- У нас в корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)Самовар (Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар!)Щётка (Ну а щётки, щётки, щётки, затрещали как трещётки!)
-Хорошо! Молодцы! Вы знаете сказки дедушки Чуковского!
(под музыку дети идут к волшебному дереву)
V «Отгадайте загадку»
Портрет
К.И.Чуковского.- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.


Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
- Кто знает загадки К.И.Чуковского. Давайте будем вместе их отгадывать!
Дети: Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети)
*Чудесный дом.Был белый дом,Чудесный дом,И что – то застучало в нём.И он разбился, и оттудаЖивое выбежало чудо –Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.(Яйцо и цыплёнок)*Чудесная пещера.Красные двери в пещере моей,Белые звери сидят у дверей.И мясо, и хлеб – всю добычу мою -Я с радостью белым зверям отдаю!(Рот и зубы)*Берегись!Ах, не трогайте меня:Обожгу и без огня!(Крапива)*Чудесный паровоз.Паровоз без колёс! Вот так чудо – паровоз!Не с ума ли он сошёл - Прямо по морю пошёл!(Пароход)*Почему?Мудрец в нём видел мудреца,Глупец – глупца, баран – барана,Овцу в нём видела овца,И обезьяну – обезьяна.Но вот подвели к нему Федю Баратова,И Федя неряху увидел лохматого.(Зеркало)*Чудесные кони.Два коня у меня, два коня,А вода тверда,Словно каменная!(Коньки и лёд)*Зубастая загадка.Хожу – брожу не по лесам,А по усам, по волосам,И зубы у меня длинней,Чем у волков и медведей.(Расчёска)
(дети под музыку идут дальше и под пальмой находят волшебный сундучок)
VI « Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКЛ КРКДЛ
БРБК ГПППТМ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам)
Заключительное слово учителя.
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах мы познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского языка «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Аукцион.
В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Что делали герои сказок Чуковского?
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.