ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Военно-патриотический кружок «Защитник»


Управление образования администрации городского округа
«Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Йошкар-Олы»
Рассмотрено на методическом совете
« » 2014 года
Протокол №______ УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ Н.С. Смышляев« » 2014 года
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Военно-патриотический кружок
«Защитник»
Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации - 1год
Режим работы: 2 часа в неделю.
Программа разработана: преподавателем-организатором ОБЖ
Тищенко Александром Альбертовичем
Йошкар-Ола
2014 год
Пояснительная записка
Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - воспитывая молодое поколение россиян, научить их быть достойными гражданами своей Великой страны. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её многовековой историей и культурой, с её достижениями, победами, трагедиями и проблемами.
Нужно ли в школе специально организованное патриотическое воспитание? Да, безусловно. Сегодня патриотическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу утерянное естественное чувство любви к своей Родине. Вернуть чувство гордости за свою страну.
В настоящее время в силу разных причин, происходит активизация националистических, религиозно – экстремистских, а иногда и просто криминальных группировок и партий, которые более эффективно, чем государство, работают с подростками и молодёжью, используя в своих интересах и целях «лжепатриотические» установки.
В сложившейся ситуации,молодёжи тяжело сделать правильный выбор, поскольку оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между прошлыми настоящим.Жизненное самоопределение школьников, которое всегда было непростым, в современных условиях стало невероятно сложным. Сложившаяся ситуация вызывает у обучающихся пассивность, нигилизм, агрессию, нравственное равнодушие и создаёт трудности в определении ими правильных духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей.
Роль общеобразовательной школы и системы дополнительного образования- Помощь учащимся в определении и указание им правильного направления для выбора ими стиля жизни, профессии, своего будущего.
Военно – патриотическое воспитание является основой для подготовки людей с активной гражданской позицией, морально устойчивых, физически развитых защитников своей Родины.
Программа ориентирована на учащихся 7-10 классов, определяет основные пути развития военно – патриотического воспитания молодежи, ее основные компоненты, позволят сформировать у наших учащихся готовность к служению своему Отечеству и выбору профессии военнослужащего.
Содержание данной программы разработано на основе и в соответствии с рекомендациями «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» Федерального Закона № 32 – ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», постановления Правительства РФ от 24.06.2000г. №551 «О военно – патриотических молодежных и детских объединениях».
Направленность - военно – патриотическая, военно - прикладная;
Уровень освоения – профессионально ориентированный.
Цель программы:
Патриотическое, гражданско – нравственное воспитание личности, формирование готовности к защите Отечества, изучение, развитие и совершенствование навыков по защите своей страны. Активная пропаганда здорового образа жизни. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия по физической подготовке и стрелковому делу.
Задачи дополнительной образовательной программы:
По итогам реализации программы ВПВ ожидается следующий результат:
Обучающиеся должны
Знать:
- историю создания ВС России;
- историю ВОВ;
- что такое патриотизм и формы его проявления;
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные виды военно-профессиональной деятельности;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
Уметь:
- выполнять строевые приемы на месте и в движении (без оружия);
- выполнять неполную разборку (сборку) АК (габаритный макет);
- правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- грамотно действовать при возникновении ЧС;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- стрелять из оружия (пневматическая винтовка);
Условия реализации:
Срок реализации – 1 год, 72 часа, 2 раза в неделю;
-возраст обучающихся 12 – 16 лет;
- принимаются все желающие (приветствуется наличие знаний в области ОВС);
- группа разновозрастная (дополнительный набор допускается);
Формы организации:
- коллективная;
- индивидуально-групповая;
Формы занятий:
- встреча;
- лекция (использование наглядных пособий, плакатов, ИКТ);
- игра;
- презентация (использование видео материалов и ИКТ),
- практические занятия (средства индивидуальной защиты, макет АК, ИКТ , лазерный тренажер);
- соревнование, викторина;
При реализации программы подведение итогов проводится в форме контрольных испытаний.
    Занятия строятся по обычной схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
Программа состоит из четырех взаимосвязанных между собой разделов:
«Гражданская оборона» и «Основы Воинской Службы»;
Военно- спортивная подготовка;
Военно- патриотическая подготовка;
Огневая (стрелковая) подготовка.

Учебно-тематический план военно – патриотического кружка «Защитник» на 2014-2015г.
№ п/п Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика Примечание
Вводное занятия с обучающимися в кружке, по порядку организации и требованиям, предъявляемым к учащимся 1 Раздел I «Гражданская оборона и Основы военной службы»
1 Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. 1 1 2 «РХБЗ. Средства индивидуальной защиты и умение ими пользоваться. Действия л/с в условиях РХБЗ». 3 1 2 3 Первая помощь при ранениях и травмах 3 1 2 4 Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. 2 1 1 5 Общевоинские уставы. Поощрения и дисциплинарные взыскания. 1 1 6 Общевоинские уставы. «Права военнослужащего. Дисциплинарная и уголовная ответственность». 1 1 Встреча с представителем военной комендатуры
7 Первая помощь при ожогах и отравлениях продуктами горения. 3 1 2 8 Средства защиты органов дыхания. Противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка. Способы защиты органов дыхания при возникновении различных ЧС. 3 1 2 Выполнение норматива по одеванию противогаза и ОЗК
9 Структура ВС РФ. Виды и рода войск. 1 1 10 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ и других силовых ведомствах. 1 1 11 Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. 2 2 Показ учебных фильмов
Раздел II«Военно-спортивная подготовка»
12 Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах. 1 1 13 Ориентирование на местности. Определение сторон света, движение по азимуту. 3 1 2 14 Совершенствование и контроль в упражнении – бег на 100 м 1 1 Состязание; определяем победителя в возрастных группах
15 Совершенствование и контроль в беге на 1км. 1 1 16 Подтягивание на перекладине (м);
Сгибание-разгибание туловища (д) – 30 сек. 1 1 Состязание; определяем победителя в возрастных группах
17 Международные сигналы и способы передачи 2 1 1 21 Тренировка в челночном беге 10х10 1 1 22 Метание гранаты в цель с расстояния 15м, размер мишени 1м на1м 1 1 Вес (м) 500г
(д) 300г
соревнования
Раздел III«Военно-патриотическое воспитание»
23 Основные этапы создания Российской армии с XIVв до 1917г. 1 1 24 Этапы становления российской армии после 1917г. 1 1 25 Викторина на знание истории Российской армии 1 1 состязание
26 Вооруженные силы в годы ВОВ 2 2 Встречи с ветеранами ВОВ
27 Вооруженные силы в локальных конфликтах 1 1 Встреча с ветеранами локальных войн
28 Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России 1 1 29 Викторина на лучшее знание Дней воинской славы 1 1 состязание
30 Ордена и медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе 1 1 31 Патриотизм – духовно нравственная основа личности военнослужащего, гражданина своей страны 1 1 32 Символы воинской чести. Итоговое занятие. 1 1 Раздел IV «Огневая (стрелковая) подготовка»
33 Стрелковое оружие России 1 1 Просмотр учебного фильма
34 Автомат Калашникова – личное оружие солдата. 1 1 35 ТТХ АК. Порядок неполной разборки – сборки. 3 1 2 36 Разборка – сборка АК (оборудованный стол) 4 1 3 37 Разборка-сборка АК в положении лежа (армейский норматив) отработка 2 1 1 38 Соревнование по неполной разборке-сборке АК 1 1 Скорость, правильность
39 Изготовка, прицеливание, выстрел (работа с тренажером) 3 1 2 Лазерный тренажер АК и ПМ.
40 Общие сведения о пневматическом оружии 1 1 41 Меры безопасности при проведении стрельб из пневматического оружия 1 1 Учебный фильм, наглядные пособия
42 Правильная изготовка к стрельбе из положения лежа, с колена, стоя. 2 2 43 Практические стрельбы из пневматического оружия (положение лежа с упора) 2 2 Расстояние до мишени 10м
44 Практические стрельбы из пневматического оружия (положение стоя) 3 3 Расстояние 10м
45 Соревнования по стрельбе из пневматического оружия (стоя, лежа) 2 2 Состязания в возрастных группах
Соревнование по стрельбе из пневматического оружия. Стрельба на время 2 2 5 выстрелов. Время – 1 мин.
ВСЕГО: 72 28 44 Методическое обеспечение программы
Список литературы:
1.»Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Марийский полиграфическо- издательский комбинат Йошкар – Ола, 1996
2.« Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно - техническими знаниями в первичных организациях ДОСААФ», М, 1986 .
3. Уставы ВС РФ. Строевой Устав.
4.С.С. Халетова, Н.Х. Шакиров «Оказание первой медицинской помощи при экстремальных ситуациях. Здоровый образ жизни». Марийский полиграфическо- издательский комбинат. Йошкар – Ола, 1995.
5.В.Е. Маркевич « Ручное огнестрельное оружие», изд. «Полигон», С-П6.В.И. Мураховский, С.Л. Федосеев «Оружие пехоты », изд. Арсенал- Пресс», М, 1992 г..Д.Н. Болотин « История советского стрелкового оружия и патронов», изд. «Полигон», С- П;
.Д.Н, Болотин «Советское стрелковое оружие», «Военное издательство», М, 1986 г.