Урок по теме: Как живут организмы в природном сообществе (6 класс)


Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Учитель Монастырная Н.Н.
Предмет биология
Класс 6 класс, базовая модель обучения
Тип урока Открытие нового знания
Технология построения урока Системно- деятельностная
Тема «Как живут организмы в природном сообществе?»
Цели Дидактические: 1. Получат возможность научиться: отличать различные формы взаимодействия организмов, их приспособительные черты к этим взаимоотношениям, находить необходимую информацию.
Развивающие: 1. Развивать навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. 2. Развивать навыки работы в группах; 3. Развивать умения работы с книгой, дополнительными источниками информации, микроскопами и натуральными объектами.
Воспитательные: 1. Отработать коммуникативные навыки. 2. Формировать мировоззренческие понятия. 3. Осознать значимость единства природы и тесных взаимосвязей между организмами.
задачи 1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.
1.2. Обеспечить закрепление учащимися понятий " паразитизм ", «симбиоз», «конкуренция», «Хищничество»
1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими форм взаимоотношений.
2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать выводы полученных результатов оценить их и при необходимости скорректировать
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах
Основные термины, понятия " паразитизм ", «симбиоз», «конкуренция», «Хищничество»
Ресурсы и оборудование: ПК, МО, слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, раздаточный материал, натуральные объекты, иллюстрации нитки, плакат «Сообщество леса»Формы работы: фронтальная, групповая
Планируемый образовательный результат
Предметные умения:
- знать многообразие паразитов.
-приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина.
-паразитизм как способ питания.
- общие признаки паразитов.
-роль паразитов в регулировании численности других организмов Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему
2. Определять задачи урока
3. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Познавательные УУД:
1. Работать с наглядным материалом.
2. Работать с рисунком учебника
4.Работа с информационными текстами
5.Объяснение значения новых слов
6.Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов
Регулятивные УУД:
- определять задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Познавательные УУД: работать с текстом учебника
Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Осмысление
Познавательные УУД:
- находить сходство
-работать с текстом учебника
- работать с информационными текстами
- объяснять значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки
- использовать раздаточный материал
Коммуникативные УУД:
- работать в группах по обсуждению информации
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать способ питания паразитов
- разнообразие паразитов
Рефлексия
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы
Технология изучения
Педагогические цели, задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВремя
Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок «Ладошки» - приветствие
Дети подходят к парте к своей группе касаются ладошками приветствуя друг друга.
2мин
Актуализация знаний.
Вхождение в тему урока (определение целей урока)
Слайды презентации подводит учащихся к проблеме и формулировке темы урока.
Учитель демонстрирует слайды различных природных сообществ с музыкой. Скажите, что мы видели на слайдах?
«Реставрация»
На доске дана схема. Дополните её, чтобы получилась характеристика природного сообщества.
Природное сообщество
Совокупность видов
? ? ? ?
длительное время __________в___________________ ______________
и между собой __________________.
Всё это крепится на магнитной доске. Дети работают по цепочке. Вместо вопросов подбирают слова и вставляют их. На оставшийся последний вопрос вставляют слово, относящееся к теме урока. Затем дают предполагаемые формулировки ответов. Выбирается самый правильный и открывается слайд с темой урока.
Посмотрите на слайд. Какое явление здесь отображено? Что показывает цепочка? А что показывают стрелки?
Учитель: Однако связи между организмами не так просты, как в наших примерах. Живые организмы в природных сообществах связаны между собой тысячами невидимых на первый взгляд связей. Представьте себе луг, сад. Цветы своим ароматом и яркой пыльцой зовут шмелей, пчёл. Если бы мы понимали их язык, что бы мы услышали? Чтобы узнать, как связаны животные, мы должны потрудиться. Как мы это будем делать? С какими источниками будем работать? Как организуем нашу работу? Что мы должны выяснить к концу урока?
Сморят слайды, обобщат, выходят на ответ
Реставрируют схему и формулируют тему урока «Как живут организмы в природном сообществе.» Высказывают свое мнение о формах взаимоотношений
Формулируют задачи урока. 5 мин
Информационный блок
Определение ожиданий и опасений учащихся
«Инструкция»
Учитель: Возьмите инструктивные карточки. Внимательно почитайте задания. Выполните его и через 10 минут мы с удовольствием послушаем друг друга.
Инструкция и конверт с иллюстрациями. Воспользуйся рис. 128, текстом на стр. 148 (3,4, 5 абзацы)
Создай пары из раздаточного организма, соединив их видимыми ниточками, докажи, что ты прав. Сделай вывод.
Какие здесь взаимоотношения? Выбери форму взаимоотношений на доске и прикрепи туда свои пары. (Взаимовыгодные)
. Хищничество
Муравьи, тля, дерево, гриб, шмель, клевер, лишайник, рак отшельник и актиния Знакомятся с инструктивными карточками. 1 мин
Проработка содержания темы
«Работа в группах»
2. Организует работу в группах. Работают с учебником и раздаточным материалом в группах ( это картинки, , натуральные объекты)
Результат – мини проект 10 мин
2.Организуется контроль выполнения задания.
Учащиеся выходят со своими заданиями и прикрепляют к доске пары организмов, связанные ниточками той форме взаимодействия которая подходит.
1 группа – взаимовыгодные - симбиоз;
2 группа – полезно-вредные - паразитизм;
3 группа - полезно-нейтральные - мутуализм;
4группа – полезно-вредные - хищничество;
5 группа – взаимовредные - конкуренция.
Вывод: (делают самостоятельно) или стр. 150 в учебнике. Представляют результаты проделанной работы. Делают вывод. 10 мин.
Эмоциональная разрядка
«Бабочка»
.Проводит физкультминутку.
Проводится в стихотворной форме с упражнениями.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Дети отвечают 2 мин
Первичное закрепление темы.
Даже поэты, вглядываясь в природу, писали свои стихи.
(на слайдах, читают дети)
И меж растений царствует война
Деревья, травы вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно,
А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут. (Э. Дарвин)
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила.
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,
Всегда имеет верх над слабостию сила (А.С. Пушкин)
Запрягся рак- отшельник:
Актиния на нем.
Отшельник не досадует, что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают к нему с ее стола.( Фейерабенд.)
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластену в гости ждет.
Бери, мол, но, как другу, мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.
(Грибачев) Работа с микроскопом.
Ответы учащихся
Первичное закрепление и анализ полученных знаний закрепление знаний,
6 мин
Оценочно-рефлексивный блок.
Подведение итогов занятия, рефлексия, Ну что ж продолжим фразы
Я узнал…
Мне запомнилось…
Я не понял…
Я дума, что мы поработали ….
На все ли вопросы мы ответили?
А теперь пришло время собирать урожай. Возьмите из конверта каждый своё яблочко, напишите свою фамилию и поставьте себе оценку. Сложите яблоки в корзину.
«Яблочки поспели»
Шаблоны яблок со своей фамилией и оценкой дети вывешивают на яблоню, оценивают себя вслух. Затем дети высказывают своё согласие или несогласие, аргументируют и вместе выбирают самый удачный проект по оформлению и по защите.
1. Отвечают на задачи , сформулированные в начале урока. 2 мин
Домашнее задание На таком маленьком уроке трудно найти ответы на все вопросы. Поэтому в домашнем задании вас ждёт творческая работа
По выбору: подготовить рассказ о положительном значении хищничества и конкуренции, паразитизма. Проект о взаимоотношениях организмов у меня дома.
Всем П. 48, в учебнике и в тетради. Записывают домашнее задание 2 мин
Используемая литература:
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2015
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)
Интернет-сайты:
http://www.mediaterra.ru/project/biologyhttp://school-collection.edu.ruКонверт с инструкцией и иллюстрации или объёмные пособия (Приложение1)
Группа № 1
Инструкция Воспользуйся рис. 128, текстом на стр. 148 (3,4, 5 абзацы)
Создай пары из раздаточного материала, соединив их видимыми ниточками, докажи, что ты прав. Сделай вывод.
Какие здесь взаимоотношения? Выбери форму взаимоотношений на доске и прикрепи туда свои пары.
Группа № 2
Инструкция Воспользуйся текстом на стр. 148 (6 абзац и параграф 20)
Создай пары из раздаточного материала, соединив их видимыми ниточками, докажи, что ты прав. Сделай вывод.
Какие здесь взаимоотношения? Выбери форму взаимоотношений на доске и прикрепи туда свои пары.
Группа № 3
Инструкция Воспользуйся текстом на стр. 148 (7 абзац)
Создай пары из раздаточного материала, соединив их видимыми ниточками, докажи, что ты прав. Сделай вывод.
Какие здесь взаимоотношения? Выбери форму взаимоотношений на доске и прикрепи туда свои пары.
Группа № 4
Инструкция Воспользуйся текстом на стр. 148 (8 абзац), на стр. 149 (1 абзац)
Создай пары из раздаточного материала, соединив их видимыми ниточками, докажи, что ты прав. Сделай вывод.
Какие здесь взаимоотношения? Выбери форму взаимоотношений на доске и прикрепи туда свои пары.
Группа № 5
Инструкция Воспользуйся текстом на стр. 149 (2, 3,4 абзацы)
Создай пары из раздаточного материала, соединив их видимыми ниточками, докажи, что ты прав. Сделай вывод.
Какие здесь взаимоотношения? Выбери форму взаимоотношений на доске и прикрепи туда свои пары.