Исследовательская работа по теме ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЫ 9 класс

МБОУ СОШ №2 п. Новозавидовский





Исследовательская работа
по

ГЕОГРАФИИ


«Демографический портрет
школы»



Выполнил
учащийся 9 класса :
Долганов Кирилл
Руководитель:
учитель географии
Захарова Оксана Александровна
2015 год
Содержание
I. Введение. 4
II. Основная часть 4
1.Демографические понятия. 4
2. Демографическая ситуация в школе 4
2.1 Динамика численности учащихся за последние 3 года.... 5
2.2 Половой состав учащихся школы 6
2.3 Возрастной состав учащихся школы....... 6
2.4 Этнический состав учащихся школы .. 7
3. Интересные факты по теме. 7
III. Заключение .. 7
IV. Используемые литературные источники....,.. 8









I. Введение
Цель исследования:
изучить демографические изменения в школе за последние 3 года, проанализировать факты и предположить прогноз на будущее.

Задачи:
1. Изучение терминологии по вопросу демографии.
2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Проведение анкетирования учащихся школы.
4. Сбор и обработка полученной информации.
5. Составление анализа и выводов по анкетированию.

Методы:
1. Анализ литературных и интернет источников.
2. Анкетирование.
3. Систематизация и обобщение.
4. Сравнение и сопоставление.

Объект исследования:
Учащиеся МБОУ СОШ №2 п. Новозавидовский

Предмет исследования:
влияние современных проблем страны и проводимой демографической политики государства на демографическую ситуацию школы.


Гипотеза:
Оценивая демографическую ситуацию конкретной школы и узнавая о её особенностях, мы можем повлиять на толерантное отношение в среде учащихся различных национальностей. Также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на привлечение внимания учеников к преимуществам создания в будущем многодетных семей.


В последние годы очень часто по радио и телевидению звучат похожие термины: «демография», «демографическая ситуация», «демографическая политика». А самое главное, в репортажах и ток-шоу звучит зависимость будущего нашей страны от этих понятий. А ведь наше поколение- это и есть будущее страны, поэтому стало интересно, о какой зависимости идёт речь?
После изучения терминов задались вопросами:
- Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации школы, нашего посёлка и даже района?
- Как, исходя из данных о динамике численности учащихся, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а значит и наш поселок?
Чтобы ответить на эти вопросы мы задались целью «нарисовать» современный портрет своей школы, и его изменения во времени.
II. Основная часть.
Демографические понятия:
Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения).
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов
Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости
Демографическая ситуация школы.
Для составления демографического портрета нашей школы нам нужно изучить численность учащихся школы за последние 3 года, а так же половозрастной и этнический состав учащихся.


2.1. Динамика численности учащихся за последние 3 года.
Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 3 года, мы обратились к заместителю директора школы по учебной части для получения анализа цифровых данных из ежегодных статистических отчётов. Полученные данные были занесены в таблицы.
Учебные года
Всего учащихся в школе

2012-2013
276

2013-2014
278

2014-2015
299



Изучив данные, мы получили следующее: за трехлетний период количество учащихся менялось, а именно увеличилось на 23 человека. Увеличение количества учеников школы хорошо просматривается на диаграмме (см. Приложение №1).
- несмотря на то, что высокомотивированные выпускники после школы покидают поселок с целью получения высшего образования в городах России, многие возвращаются в родной посёлок, создают семьи и их дети идут в их же родную школу
- часть мигрантов, прибывших в Россию из стран ближнего зарубежья, приезжают вместе с семьями, их дети также идут учиться в нашу школу
- кризисная ситуация в стране пока не повлияла на численность учащихся школы.

Чтобы изучить ситуацию в школе мы разработали анкету «Что я знаю о себе».
Каждый учащийся школы ответил на вопросы анкеты:
Фамилия и имя
Год рождения
Пол
Национальность
Данные анкетирования представлены в работе в виде таблиц и диаграмм
Половой состав учащихся школы.
класс
Количество мальчиков
Количество девочек

1а, 1б
17
21

2а, 2б
17
11

3а, 3б,3в
23
16

4а, 4б
21
17

5а, 5б
18
15

6а, 6б
16
23

7
9
8

8
12
14

9
13
8

10
2
9

11
5
5

Мальчики- 152 Девочки-147

Полученные данные соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 20 годам. Количество мальчиков и девочек хорошо просматривается на диаграмме. Анализ таблицы показал: сегодня в школе учатся 152 мальчика и 147 девочек. (см. Приложение №2). Преобладание количества мальчиков над девочками осуществляется за счёт третьих, четвёртых и девятого классов. Девочек больше в 1-х, 6-м, 8-м и 10-м классах.
2.3.Возрастной состав учащихся школы.
Год рождения

Количество учеников

1998
10

1999
11

2000
21

2001
26

2002
17

2003
18

2004
39

2005
33

2006
38

2007
39

2008
28



Анализируя данную таблицу и диаграмму (см. Приложение №3), мы определили, что в нашей школе обучается больше детей 2004 года рождения. Низкий уровень рождаемости отмечается в 2002 году- это 7 класса, и в 1997-1998 году - это учащиеся 10 и 11-го классов. Увеличение количества родившихся наблюдается уже с 2004 года, мы считаем, что это объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям – одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение медикаментами детей в возрасте до 3-х лет, единовременные губернаторские выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.


2.4 Этнический состав школьников
Русские
265

Молдаване
15

Цыгане
10

Украинцы
4

Таджики
4

Узбеки
2

Гагаузы
4


Данные анкетирования, которые представлены в таблице и круговой диаграмме (см. Приложение №4) показали, что основное количество детей- русские. Есть представители и других национальностей: молдаване, цыгане, украинцы, таджики, узбеки, гагаузы . Подобное распределение является результатом исторического заселения и освоения территории, а также влиянием миграции (переселения населения) в последние годы.

3. Это интересно.
Самый многочисленные классы нашей школы: 8, 9, 4
Самый многонациональный класс школы – 8. Из 26 человек этого класса есть представители пяти национальностей.

III. Заключение.
Составляя демографический портрет нашей школы, мы получили ответы на интересующие нас вопросы.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в школе обучаются представители 7 национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
В нашей школе прослеживается увеличение количества учащихся за последние годы.
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего поселка. Будущее Новозавидовского полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие посёлков, на улучшение качества жизни, на развитие отраслей промышленности. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы наукоёмких и трудоёмких сфер деятельности. Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, в том числе и наша школа, будет существовать многие годы.

IV. Используемые литературные источники:
1. Цифровые данные статистических отчетов школы
2. Классные журналы
3. Анкетирование











Приложение №1.
Динамика общей численности учащихся школы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Приложение № 2
Половой состав учащихся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Приложение № 3
Возрастной состав учащихся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Приложение № 4
Этнический состав
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


















Root Entryчисло учащихся в,_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·число учащихся в школе
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·2 кл4 кл136 кл8 кл10 кл13половой состав учащихся (мальчики)