Исследовательская работа Демографический портрет школы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заветинская средняя образовательная школа №1







Демографический портрет школы
Исследовательская работа





Выполнена учениками 9 «А» класса
Куриловой Светланой Сергеевной
Морковской Ольгой Владимировной

Научный руководитель - учитель географии

Курилова Татьяна Васильевна




с. Заветное , 2016год
Содержание
I. Введение 3
II. Основная часть..... 5
1.Демографические понятия....... 5
2. Демографическая ситуация в школе.... . 5
2.1 Динамика численности учащихся за последние 10 лет.. .. 5
2.2 Возрастной состав учащихся школы.... 9
2.3 Половой состав учащихся школы.. ..11
2.4 Этнический состав учащихся школы.. .... 12
3. Это интересно13
III. Заключение.. .14
IV. Используемые литературные источники.... 15










I. ВВЕДЕНИЕ
В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь.
После изучения терминов задались вопросами:
- Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации нашего района и школы?
- Исходя из данных по динамике численности учащихся, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а значит и наше село?
Чтобы ответить на эти вопросы мы задались целью «нарисовать» современный портрет своей школы, и его изменения во времени.
Цель исследования:
изучить демографические изменения в школе за последние 10 лет и предположить прогноз на будущее.
Задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии.
2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Провести анкетирование учащихся школы.
4. Собрать и обработать информацию.
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
Методы:
1. Анализ литературных и интернет источников.
2. Анкетирование.
3. Систематизация и обобщение.
4. Сравнение и сопоставление.

Объект исследования:
Обучающиеся МБОУ Заветинской СОШ №1
Предмет исследования:
влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашей школы.
Гипотеза:
зная демографическую ситуацию нашей школы, мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей, а также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.


















II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Демографические понятия:
Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения). (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая ситуация школы.
Для составления демографического портрета нашей школы нам нужно изучить численность учащихся школы за последние 10 лет, половозрастной и этнический состав учащихся.

2.1. Динамика численности учащихся за последние 10лет.
Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 10 лет, мы обратились к директору школы Таранину Сергею Николаевичу и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов, были полученные данные об учащихся МБОУ Заветинская СОШ №1. Эти данные были занесены в таблицу. (Таблица 1)







Таблица 1
Численность учащихся МБОУ Заветинская СОШ №1 за 10 лет

Учебный год
Количество учащихся (чел)

1
2005 - 2006
481

2
2006 - 2007
476

3
2007 - 2008
464

4
2008 - 2009
448

5
2009 - 2010
458

6
2010 - 2011
449

7
2011 - 2012
410

8
2012 - 2013
411

9
2013 - 2014
385

10
2014 - 2015
407



Изучив данные, мы получили следующее: за десятилетний период (2005-2015гг.) количество учащихся сократилось на 74 человека. Уменьшение детей школы хорошо просматривается на диаграмме (см. Приложение №1).
Нас заинтересовали эти результаты, и мы решили сравнить данные численности населения района с данными о рождаемости и смертности за последние 10 лет. Для этого мы обратились за статистическими данными в отдел ЗАГС Администрации Заветинского района. Просмотрев отчеты, мы составили таблицу и занесли данные. (Таблица 2)







Таблица 2
Число родившихся и умерших по Заветинскому району за 10 лет

Год
Родившиеся (чел)
Умершие
(чел)
Естественный прирост

1
2006
158
221
-63

2
2007
177
183
-6

3
2008
183
190
-7

4
2009
167
179
-12

5
2010
180
179
1

6
2011
139
205
-66

7
2012
182
183
-1

8
2013
167
191
-24

9
2014
173
169
4

10
2015
148
177
-29


ВСЕГО:
1544
1877
-333


Проанализировав данные, мы получили следующие результаты:
- в период с 2006 по 2015 гг. в Заветинском районе родилось 1544 человека,
- в период с 2006 по 2015 гг. в Заветинском районе умерло 1877 человек,,
Несмотря на то что в районе, число родившихся за последние десять лет составила 1544 человека, к сожалению, численность населения на 333 человека уменьшилась, так как число умерших больше, а значит – отрицательный прирост населения. (ЕП=Р/С) 1544(Р) – 1877(С) = - 333(ЕП)

Скорее всего, это объясняется следующими причинами:
-в Заветинском районе происходит постепенное старение населения, возрастает количество людей пожилого возраста;
- высокомотивированные выпускники после школы покидают район с целью получения высшего образования в г. Ростове-на-Дону и других городах России;
- часть населения мигрирует по причине поиска более оплачиваемых мест работы и с целью карьерного роста;
- сказывается и затянувшаяся кризисная ситуация в стране.
Чтобы изучить ситуацию в школе мы разработали анкету «Что я знаю о себе?».
Каждый учащийся школы отв
·етил на вопросы анкеты:

1. Фамилия и имя
2. Год рождения.
3. Пол...
4. Национальность.


Данные анкетирования представлены в работе в виде таблиц и диаграмм.












Таблица 3
2.2. Возрастной состав учащихся школы
Год рождения
Количество (чел)

1998
10

1999
15

2000
30

2001
45

2002
49

2003
46

2004
42

2005
41

2006
33

2007
37

2008
52

2009
7


Анализируя таблицу 3 и диаграмму (см. Приложение №2), мы определили, что в нашей школе обучается больше детей 2008 и 2002 годов рождения, то есть учащихся 1-х и 7-х классов. Сравнивая со статистическими данными, родившихся в районе за эти 11 лет (1998-2009), мы узнали, что максимальное число рождений тоже приходится на 2002 и 2008 годы. А за 10 лет (с 2006 по 2015гг) количество родившихся увеличилось на 1544 человека. Низкий уровень рождаемости отмечается в 1999 году - это учащиеся 10-го класса. Сравнивая данные с данными взятыми в отделе ЗАГС, мы выяснили, что минимальное число рождений в Заветинском районе так же приходится на 1999 год (см. Приложение №2.1).
Увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям – одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение медикаментами детей в возрасте до 3-х лет, единовременные губернаторские выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.
























Таблица 4
2.3.Половой состав учащихся школы
Класс
Мальчики (чел.)
Девочки (чел.)

1 «А»
12
7

1 «Б»
6
12

1 «В»
7
10

2 «А»
7
14

2 «Б»
10
11

3 «А»
8
8

3 «Б»
6
11

4 «А»
7
9

4 «Б»
8
11

5 «А»
10
8

5 «Б»
6
9

5 «В»
8
6

6 «А»
9
11

6 «Б»
8
11

7 «А»
11
8

7 «Б»
8
10

7 «В»
8
8

8 «А»
14
7

8 «Б»
9
13

9 «А»
9
8

9 «Б»
9
4

10
3
12

11
8
7

ВСЕГО:
191
216


Полученные данные не соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 20 - 25 годам. Количество мальчиков и девочек хорошо просматривается на диаграмме 2. Анализ таблицы показал: сегодня в школе учатся 191 мальчик и 216 девочек. (см. Приложение №3). Преобладание количества девочек над мальчиками осуществляется за счёт: 1 «Б», 1 «В» (2008г.р), 2 «А», 2 «Б»(2007г.р), 3 «Б» (2006г.р), 4 «А», 4 «Б» (2005 г.р.), 5 «Б»(2004гр), 6 «А», 6»Б» (2003 г.р.), 7 «Б»(2002г.р), 8 «Б» (2001 г.р.) и 10 (1999г.р.) классов.
Мы сравнили наши данные с данными в целом по Заветинскому району среди детей этих годов рождения. В 1999, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах среди новорожденных преобладали мальчики (см. Приложение № 3.1).
Поэтому преобладание девочек в нашей школе это погрешности школы.

Таблица 5
Национальность
Количество (чел.)

Русские
370

Чеченцы
16

Даргинцы
15

Армяне
5

Карачаевцы
2

Киргизы
1

Украинцы
1

2.4 Этнический состав школьников

Данные анкетирования, которые представлены в таблице и круговой диаграмме (см. Приложение №4) показали, что основное количество детей русские - 90%, чеченцы – 3,9%, даргинцы – 3,7%. Есть представители и других национальностей: украинцы, кабардинцы, армяне, киргизы. Сравним наши данные с национальным составом Ростовской области: русские – 86,2%, армяне – 5,7%, чеченцы – 4,4%, прочие – 3,7% (на 2013г.) (см. Приложение №4.1). Мы видим, что в нашей школе почти схожее распределение национальностей: большинство населения – русские.
Подобное распределение, на наш взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории, а также влиянием миграции (переселения населения) в Ростовской области в последние годы.

3. Это интересно.
Самый многочисленный класс нашей школы: 8 «Б» - 22 ученика.
Самый многонациональный класс школы - 9 «Б». Из 13 человек в классе есть представители четырёх национальностей (русские, армяне, даргинцы и украинцы).















III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Составляя демографический портрет нашей школы, мы получили ответы на интересующие нас вопросы.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в школе обучаются представители шести национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за десятилетний период и лишь незначительное увеличение количества учащихся школы за последний год.
Несмотря на увеличение числа родившихся в Заветинском районе сохраняется по прежнему отрицательный естественный прирост и потребность в увеличении рождаемости остается актуальной. Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего района. Будущее сел полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие этих сел, на улучшение качества жизни, на развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы трудоёмких сфер деятельности. Будет увеличиваться численность населения района, соответственно и количество детей школьного возраста и школ района так же будет увеличиваться.
Выражаем благодарность за предоставление статистических данных директору школы Таранину Сергею Николаевичу, секретарю школы Кузуб Наталье Романовне, а также сотрудникам отдела ЗАГС Администрации Заветинского района.

IV. Используемые литературные источники:
1. Цифровые данные статистических отчетов школы
2. Классные журналы
3. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС
Администрации Заветинского района.
4. Интернетресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2013, 4-е изд., 495 стр.





























13PAGE \* MERGEFORMAT141415




15