Исследовательская работа по географии «Демографический портрет школы»

I городской научно-практический марафон «Шаги в науку»
I этап




СЕКЦИЯ ГЕОГРАФИИ


Демографический портрет школы

Исследовательская работа


Выполнена ученицей
9 класса школы № 225
г. Заречного
Фроловой Анной
Сергеевной
Научный руководитель -
учитель географии
школы № 225
Юдина Елена
Владимировна


г. Заречный, 2014год

Содержание
I. Введение. 4
II. Основная часть 4
1.Демографические понятия. 4
2. Демографическая ситуация в школе 4
2.1 Динамика численности учащихся за последние 10 лет.. 5
2.2 Половой состав учащихся школы.. 7
2.3 Возрастной состав учащихся школы..... 8
2.4 Этнический состав учащихся школы.. .. 9
3. Это интересно 9
III. Заключение.. .. 9
IV. Используемые литературные источники.... 10











Цель исследования:
изучить демографические изменения в школе за последние 10 лет и предположить прогноз на будущее.

Задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии.
2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Провести анкетирование учащихся школы.
4. Собрать и обработать информацию.
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

Методы:
1. Анализ литературных и интернет источников.
2. Анкетирование.
3. Систематизация и обобщение.
4. Сравнение и сопоставление.

Объект исследования:
учащиеся школы № 225.

Предмет исследования:
влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашей школы.


Гипотеза:
зная демографическую ситуацию нашей школы, мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей, а также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.


I. Введение
В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь.
После изучения терминов задались вопросами:
- Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации моего города и школы?
- Исходя из данных по динамике численности учащихся, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а значит и наш город?
Чтобы ответить на эти вопросы мы задались целью «нарисовать» современный портрет своей школы, и его изменения во времени.
II. Основная часть.
Демографические понятия:
Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения). (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая ситуация школы.
Для составления демографического портрета нашей школы нам нужно изучить численность учащихся школы за последние 10 лет, половозрастной и этнический состав учащихся.


2.1. Динамика численности учащихся за последние 10лет.
Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 10 лет, нам пришлось обратиться к заместителю директора школы по учебной части и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов. Полученные данные были занесены в таблицы.
Численность учащихся школы № 225 до объединения со школой № 223 (чел.)

2004-2005г
2005-2006г
2006-2007г
2007-2008г
2008-2009г
2009-2010г

Всего учащихся
507
666
566
493
383
341







Численность учащихся школы № 225 после объединения со школой № 223 (чел.)


2010-2011г
2011-2012г
2012-2013г
2013-2014г

Всего учащихся
639
588
642
685


Изучив данные, мы получили следующее: за шестилетний период ( 2004-2010гг.) до объединения школ количество учащихся сократилось на 166 человек. Уменьшение детей школы хорошо просматривается на диаграмме (см. Приложение №1).
После объединения школ, проглядывается более стабильное положение в динамике численности учащихся и за четыре года число учащихся увеличилось на 46 человек. Мы считаем, что это благодаря объединению учащихся двух микрорайонов. Нас заинтересовали эти результаты и мы решили сравнить данные численности населения города с данными о рождаемости и смертности за последние 10 лет. Для этого мы обратились за статистическими данными в отдел ЗАГС Администрации г. Заречного.
Проанализировав данные, мы получили следующие результаты:
- увеличение числа родившихся на 202 человека,
- увеличение числа умерших на 38 человек,
- увеличение численности населения на 508 человек.
Несмотря на это, родившихся за год, к сожалению, на 150 человек меньше, чем умерших, а значит – отрицательный прирост населения.
Скорее всего, это объясняется следующими причинами:
-в городе происходит постепенное старение населения, возрастает количество людей пожилого возраста;
- высокомотивированные выпускники после школы покидают город с целью получения высшего образования в столице и других крупных городах России;
- часть населения мигрирует по причине поиска более оплачиваемых мест работы и с целью карьерного роста;
- сказывается и затянувшаяся кризисная ситуация в стране.
Чтобы изучить ситуацию в школе мы разработали анкету «Что я знаю о себе».
Каждый учащийся школы ответил на вопросы анкеты:
1. Фамилия и имя
2. Год рождения
3. Пол
4. Национальность
Данные анкетирования представлены в работе в виде таблиц и диаграмм.




Половой состав учащихся школы.















М
8
12
14
12
6
7
12
7
6
13
14
4

Ж
17
13
11
12
4
18
13
18
4
12
11
6















М
13
14
2
13
13
11
15
12
9
13

Ж
12
11
8
12
16
14
10
13
15
10









10а
10б
11а
Итого

М
10
16
11
11
17
11
13
12
332

Ж
15
9
16
14
7
14
11
8
354



Мальчики
331

Девочки
354




Полученные данные не соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 20 годам. Количество мальчиков и девочек хорошо просматривается на диаграмме Анализ таблицы показал: сегодня в школе учатся 331 мальчик и 354 девочки. (см. Приложение №2). Преобладание количества девочек над мальчиками осуществляется за счёт: 1 «А» (2006гр), 2 «А», 2 «В»(2005гр), 6 «В»(2001гр), 7 «Б»(2000гр) классов. Мы сравнили наши данные с данными в целом по городу среди детей этих годов рождения. В 2000, 2001, 2005 и 2006 годах среди новорожденных преобладали мальчики (см. Приложение № 2). Поэтому это тоже погрешности нашего микрорайона.

2.3.Возрастной состав учащихся школы.

Год
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007

Кол-во
18
47
53
54
49
72
74
58
69
86
101
4


Анализируя данную таблицу и диаграмму (см. Приложение №3), мы определили, что в нашей школе обучается больше детей 2005 и 2006 годов рождения, то есть учащихся 1-х и 2-х классов. Сравнивая со статистическими данными родившихся в городе за эти 11 лет (1996-2007), мы узнали, что максимальное число рождений тоже приходится на 2005 и 2006 годы. А за последние 10 лет (2003-2013) количество родившихся увеличилось на 198 человек. Низкий уровень рождаемости отмечается в 1996 году - это учащиеся 11-го класса. Мы считаем, что это тоже погрешности нашего микрорайона, так как, минимальное число рождений в городе приходится на 1999 год (см. Приложение №3). Данные предоставлены сотрудниками отдела ЗАГС Администрации г. Заречного.
Увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям – одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение медикаментами детей в возрасте до 3-х лет, единовременные губернаторские выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.


Русские
Мордва
Татары
Украинцы
Армяне
Сирийцы
Испанцы
Грузины

Кол-во детей
661
10
6
4
1
1
1
1

2.4 Этнический состав школьников.

Данные анкетирования, которые представлены в таблице и круговой диаграмме (см. Приложение №4) показали, что основное количество детей русские - 97%, мордва – 1,25%, татары – 0,93%. Есть представители и других национальностей: украинцы, испанцы, кабардинцы, армяне, сирийцы. Сравним наши данные с национальным составом Пензенской области: русские – 86,2%, мордва – 5,7%, татары – 5,4%, прочие – 2,7% (на 2011г.). Мы видим, что в нашей школе схожее распределение национальностей: большинство населения – русские, на втором месте по численности – мордва и на третьем – татары. Подобное распределение, на наш взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории, а также влиянием миграции (переселения населения) в Пензенской области в последние годы.

3. Это интересно.
Самый многочисленный класс нашей школы: 5 «Б» - 29 учеников.
Самый многонациональный класс школы - 4 «Г». Из 10 человек класса есть представители четырёх национальностей (русские, татары, мордва, украинцы).

III. Заключение.
Составляя демографический портрет нашей школы, мы получили ответы на интересующие нас вопросы.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в школе обучаются представители восьми национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за семилетний период до объединения двух школ и незначительное увеличение количества учащихся школы за последние четыре года после объединения. Несмотря на увеличение числа родившихся, в городе сохраняется по прежнему отрицательный естественный прирост и потребность в увеличении рождаемости остается актуальной. Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего города. Будущее городов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие городов, на улучшение качества жизни в городах, на развитие отраслей промышленности. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы наукоёмких и трудоёмких сфер деятельности. Будет увеличиваться численность населения города, соответственно количество детей школьного возраста и школы города, в том числе и наша, будут существовать многие годы.
Выражаем благодарность за предоставление статистических данных заместителю директора школы по учебной части, сотрудникам бухгалтерии школы, а также сотрудникам отдела ЗАГС и отдела статистики Администрации г. Заречного.

IV. Используемые литературные источники:
1. Цифровые данные статистических отчетов школы
2. Классные журналы
3. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС
и отдела статистики Администрации г. Заречного.
4. Интернетресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 стр.


Приложение 1. «Динамика численности учащихся за последние 10 лет»
Численность учащихся школы № 225 до объединения со школой № 223 (чел.)









Численность учащихся школы № 225 после объединения со школой № 223 (чел.)









Приложение 2.
Половой состав учащихся школы.










Половой состав населения г. Заречного.










Приложение 3.
Возрастной состав учащихся школы.









Возрастной состав населения г. Заречного.









Приложение 4.
Этнический состав учащихся школы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Этнический состав населения Пензенской области.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415










13PAGE 15


13PAGE 141315



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415






13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Root EntryArial Cyr¶ ¶ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ь
·
·Arial Cyr1"Ь
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1.
·
·
·Times New Roman1.
·
·
·Times New Roman1.
·
·
·Times New Roman1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Количество учащихся (чел.)
·Times New Roman¶ ¶ Times New RomanTimes New Roman2011-2012 ETimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanКоличество учащихся dTimes New Roman¶ Всего учащихся\_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1.
·
·
·Times New Roman1.
·
·
·Times New Roman1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Times New Romanmes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanКоличество учащихся (чел.)Всего учащихся