Конспект Это русская сторонка, это Родина моя!

«Это русская сторонка, это Родина моя!»

Цель:
* приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
Задачи :
* формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к культурному наследию своего народа;
* продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;
* формировать интерес к русскому фольклору.
* воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление с картой и глобусом, пословицами и поговорками.
Словарная работа: изба, горница, косоворотка, атласный.
Оборудование: предметы быта, куклы в русских костюмах, проектор, слайды.

Воспитатель и дети входят в мини-музей детского сада.

Воспитатель:
Мать моя, нежная светлая Родина.
Сколько тобой передумано, встречено,
Милая Родина, жизнь моя вечная.
Здесь родились все мы,
Здесь я и песни пою,
Оттого всей душою
Я Россию люблю.

Ребята, о чём это стихотворение?
Дети: О Родине, России.
Воспитатель: Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называют людей, живущих в России?
Дети: Россияне, русские.
Воспитатель: В России живут и другие народы, но больше всего русских, поэтому мы сегодня с вами поговорим о русском народе. Скажите, что бы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас?
Дети: Как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались.
Воспитатель: Ребята, обо всём, что вас интересует, мне помогут рассказать наши гости.

Воспитатель обращает внимание на кукол в русских костюмах ( три куклы- мальчик в русском костюме и две девочки в праздничной и будничной одежде).

Давайте знакомиться, Маша, Ваня и Настя – они в русских костюмах. Сначала рассмотрим одежду Маши, что на ней надето?
Дети: На голове платок, Длинный, тёмный сарафан. Белая кофточка с небольшой вышивкой.
Воспитатель: Во что одет Ваня?
Дети: На нём штаны, рубашка-косоворотка, поясок.
Воспитатель: В такой одежде русские люди ходили на работу, сидели дома. Для праздников у них была другая одежда, нарядная, яркая, как у Насти. Посмотрите на неё и расскажите о её одежде.

Дети составляют описательные рассказы об одежде. Воспитатель закрепляет их знания, используя стихотворения.

Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный (сарафан).

С давних пор краса девицы
Не румяна, не ресницы.
Всюду русская краса –
С лентой длинная (коса).

Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник –
Расписной (кокошник).

На Руси с давних пор
Головной носят убор.
Платки для женщин – украшенье.
Носят их они с уменьем.
Ворот вышит, а застёжка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как (косоворотка).

Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке носочки узкие
Идёт красавица, плывёт лебёдушкой,
И все любуются ё красой!

Воспитатель подводит детей к экрану, на котором изображена старинная русская деревня: дети и взрослые в русских костюмах, избы.

Ребята, найдите на этом изображении детей, одетых в русские костюмы. Почему вы так решили?

Дети отвечают. Воспитатель обращает внимание на русские избы.
Теперь посмотрите, в каких домах жили русские люди раньше. Как назывались эти дома?
Дети: Избами.
Воспитатель: Изба была необычная, строилась из брёвен, с резными ставнями карнизами, высоким крыльцом. Каждый хозяин придумывал избе своё украшение, и когда идёшь по улице с такими избами, то кажется попал в сказку.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Давайте посмотрим, как выглядела изба внутри. (В середине стоит длинный стол.)Как вы думаете, почему стол такой длинный?
Дети: Раньше были большие многодетные семьи.
Воспитатель: Что стоит возле стола?
Дети: Длинные лавки.
Воспитатель: Ребята, на чём ваша мама готовит пищу? Может кто-то знает, на чём раньше готовили пищу?
Дети Рассматривают печь.
Такие печи называли русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже спать. Русские печи сохранились в деревнях до сих пор.
В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей.
Красивое русское слово – горница!
(Продолжается показ слайдов).
В горнице стоят кровать, украшенная подзорником, с подушками, сложенными горкой, стол с вышитой скатертью, на окнах висят кружевные занавески, на полу лежат домотканые половики. Многие вещи сохранились и до сих пор, мы их с вами видим в нашем музее.
Вот здесь в уголке стоят предметы, изготовленные руками русских людей, из чего они сделаны?
Дети: Из глины и дерева.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они сохранились до сих пор?

Дети читают стихотворение и показывают предметы с этой выставки.

Вот русская красавица:
Для соли, для чая,
Для всякого случая,
На сахар, на мёд,
На всё пойдёт!
А вот ложка –
Хлебай понемножку!
А вот молоток –
На мелкий зубок!
А вот матрёшки –
Три штучки в одной кучке:
Дочь Матрёна, Дочь Елена,
Сама третья – целая семья.

Воспитатель: А сколько русский народ сложил сказок, загадок, пословиц и поговорок! Давайте вспомним русские сказки.
(Дети называют).
А теперь вспомним русские пословицы и поговорки.
(Дети называют).
Воспитатель: В группе мы поиграем в русскую народную игру «Горелки».
Сей музей мы покидаем,
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!











13PAGE 15


13PAGE 14115