Урок культуры речи по русскому языку на тему Формы сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных (6 класс)

Урок культуры речи в 6 классе по теме
«Формы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных»
Цель: уметь правильно употреблять формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного в устной и письменной речи; обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему; воспитание уважения, любви к родному языку.
Повторение: разряды прилагательных, правописание непроизносимых согласных в корнях слов, правописание не с прилагательными.
Приветствие.
На доске записаны слова.
Радос..ный, влас..ный, вкус..ный, извес..ный, праз..ный, чудес..ный, прелес..ный, опас..ный, разнообраз..ный, несчас..ный.
Задание. Вставьте пропущенные буквы. Слова какой части речи записаны? Докажите свой ответ. Определите разряд прилагательных. В какой морфеме пропущена буква в словах? Как называется эта орфограмма? Как вы понимаете значение выделенного слова?
Правописание прилагательных с непроизносимыми согласными удобно проверять краткой формой мужского рода. Проверьте этим способом написание согласных в словах и вставьте, где нужно, буквы.
- А это что за разговоры? (инсценировка, 2 чел.)
1. Как сделаешь в диктанте ошибки, так норовят двойку поставить. Куда это годится? Огорчать человека! Пусть каждый пишет, как хочет. И так, и этак - по- всякому.
2. Вова, нас учат писать и говорить правильно, как положено по законам грамматики.
1.А если я буду неправильно? Я буду плохой? У меня соседка, очень хорошая старушка. Говорит часто неправильно. Но ведь хорошая! Очень! Значит, можно быть хорошим, но говорить неправильно. Может быть, это неважно, правильно говоришь или нет?
- А как вы, ребята, думаете? Для чего надо грамотно писать и говорить? Пусть пишут и говорят как хотят. ( Ответы учащихся)
- Издавна ценились в человеке знания. Поэтому девиз наших уроков: « Не знаешь - спроси, неграмотно не пиши». Будем учиться правильно говорить. Итак, речевая разминка.
( Учащиеся хором произносят слова, написанные на доске)
Что, чтобы, конечно, потому что, Ильинична, Кузьминична, скворечник.
Произнесите пословицу. Скажите, сколько раз встречается в ней звук ч ?
У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее.
- Какова наша задача на уроке? (Научиться правильно образовывать формы сравнительной и превосходной степени имён прилагательных, правильно произносить слова, уметь исправлять речевые ошибки)
1. (Задание письменно. Слова записаны на доске.) Образуйте сравнительную степень имён прилагательных, поставьте в словах ударение.
Сильный - вкусный - дорогой -
Хороший - плохой - тёмный -
сладкий - светлый - далёкий -
- Прочитайте слова, образованные при помощи суффикса - ее.
Что можно сказать об ударении в этих словах? Вызывает ли его постановка затруднение?

2.Прочитайте стихотворение – фельетон и ответьте на вопросы:
– Сколько речевых ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в сравнительной форме прилагательного красивый? ( Стихотворение распечатано на каждую парту.)
Между прочим.
Говорил он, между прочим,
«КрасИвее», « Мы так хОчим,
«Досуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, бюлитень,
Поверх плана выполняем,
Агент звОнит целый день».

3. Проведите исследовательскую работу, в процессе которой выясните, почему в данных словах возникают трудности в постановке ударения:
Сильный – сильнЕе Красивый - красИвее
Добрый – добрЕе НО Свободный - свобОднее
Злой – злЕе Спокойный – спокОйнее.
( Предполагаемые ответы: ударение в русском языке подвижное, разноместное. Слова запоминаем или смотрим в словарь) Можно показать орфоэпический словарь.


4.А теперь игра « Кто лучше помнит». Я читаю начало пословицы, а вы должны её продолжить.
Худой мир лучше доброй ссоры. (Хороший)
Здоровье дороже золота. ( Дорогой)
Правда светлее солнца. ( Светлый)
После работы еда вкуснее. ( Вкусный)
Старый друг лучше новых двух. (Хороший)
Добрые слова лучше мягкого пирога. ( Хороший)
Много узнаешь сильнее (умнее) будешь. ( Сильный, умный)

5. Неправильное образование и употребление слов может вызвать улыбку, а иногда и смех. Я вам буду называть прилагательные и их формы превосходной степени. При употреблении неправильной формы вы должны произнести « ха-ха» и исправить ошибку.
Строгий – Строгайший. Храбрый – храбрейший.
Добрый – добрейший Тихий – тихайший
Богатый – богачейший. Глубокий – глубочейший.
Высокий – высочайший. Вечерний – вечернейший ( относит. прил.)
Древний – древнейший. Верблюжий – верблюжайший. (притяж.)

- Молодцы. Вы выполнили все задания и приняли участие в играх. А теперь вопросы серьёзные.
От каких имен прилагательных (какого разряда) можно образовать степени сравнения? (качественные)
Какое фонетическое явление может происходить при образовании степеней сравнения прилагательных? (чередование согласных в корне слова).
- Итак, как надо писать и произносить слова? К какому ответу склоняетесь вы?

Чтобы закрепить ваши знания, даю домашнее задание. Напишите небольшой рассказ, включив в него имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

15