Урок кубановедения по теме :Заказники и заповедники 4 класс


Конспект открытого урока кубановедения в 4 классе по теме: «Заказники и заповедники»
Цели:
- познакомить учащихся с природоохранной деятельностью людей, с Кавказским биосферным заповедником, его географическим положением, растительным и животным миром.
-развивать у детей умение видеть красоту родной земли.
-воспитывать любовь к родному краю, к Кубани, бережное отношение ко всему живому.
-продолжить знакомство с Красной книгой Кубани,
-уточнить и активизировать знания учащихся о животном мире Краснодарского края, его заповедниках и заказниках,
- закрепить умение решать задачи на умножение и деление с нулями; - развивать познавательную активность учащихся, речь, мышление, воображение, самостоятельность в поисках способов решения задач;
- формировать умение взаимодействовать в группе;
- накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой; - воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе обогащения знаний о животном мире Кубани;
Оборудование:
компьютер; мультимедийный проектор; фонограмма «Голоса птиц»; учебник «Кубановедение», рабочая тетрадь.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания (по группам)
(Звучит запись голосов птиц). Учитель: -Где можно услышать голоса птиц? (В лесу)
-Как называется лес из одних дубов? (Дубрава.)
-Как называется лес из одних елей? (Ельник.)
-Как называется лес из одних сосен? (Бор.)
-Как нужно вести себя в лесу?
-Деревья приносят большую пользу. Они не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород, но и «работают» как фильтр, очищая воздух от пыли, сажи, выхлопных газов. Первой группе учащихся было дано задание узнать S школьного двора, газонов, кол-во деревьев на территории школы. Рассчитать, сколько м2 газонов приходится на одного ученика. Достаточное ли кол-во деревьев на территории школы?
1 группа. - Мы узнали, что площадь школьного двора 14300 м2, в том числе площадь газонов 3000 м2.
В школе обучается 280 учеников.
Мы разделили 3000 м2 на кол-во учеников, и у нас получилось, что в среднем, на одного ученика приходится 4,7 м2 газонов вместе с зелеными насаждениями. Также мы выяснили, что на территории школы растет 54 дерева. Это неплохо для очищения воздуха, но нам кажется, что нужно больше деревьев посадить вдоль ул. Мира, что защитило бы школьный двор от выхлопных газов, копоти, сажи автомобилей.
- Второй группе уч-ся нужно было выяснить, сколько имеется на территории школы комнатных цветов. Каково озеленение кабинетов.
2 группа.
- Мы провели исследование и выяснили, что всего на территории школы находится 196 комнатных цветов, причем большая часть из них в начальных классах. В некоторых кабинетах цветы отсутствуют, а в некоторых по минимуму – 1 или 2. Есть кабинеты, в которых по 20-25 цветов.
В этих кабинетах достаточное кол-во цветов, чтобы очищать полноценно воздух и насыщать его кислородом.
Наше предложение: на 2 этаже кабинет музыки - озеленить. Ведь при этом ученики будут дышать чистым воздухом, а, значит, будут меньше болеть. - Третья группа занималась исследованием количества выброшенной бумаги в урну. Им нужно было рассчитать, сколько в год тратится зря бумаги и к чему это приводит.
3 группа.
-Мы провели исследование. Взяли в трех кабинетах урны, взвесили выброшенную за день бумагу. Разделили на кол-во учащихся в этих трех классах. Получилось, что в среднем макулатуры 3 грамма на одного ученика.
Затем мы умножили 3 на количество учеников в школе, т.е. на 280. У нас получилось 840 г в день выкидывается бумаги. Если умножить это число на количество учебных дней, т.е. на 204, то получится расход 171 кг 360 грамм. И это только в нашей школе. На сайте Кругосвет. ру мы узнали, что в нашей стране за год производится 6000 тонн бумаги (вырубается при этом 102 тыс. деревьев). Чтобы изготовить 1 тонну бумаги, нужно вырубить примерно 17 деревьев, которым по 60-70 лет. Мы сделали вывод: если экономично расходовать бумагу, то мы сохраним большое количество деревьев на планете.
-Четвертая группа выясняла, насколько полезен лес.
4 группа.
-Лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и согревает людей. Деревья выделяют ароматические вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. В 1998 году в районе г. Новороссийска был открыт первый в России памятник лесоводам Новороссийского и Геленджикского хозяйств. Более 30-ти лет они занимались озеленением голых горных склонов. В нашем крае действует более 100 школьных лесничеств.
3.Работа по теме урока.
На уроках окружающего мира мы не раз говорили о том, что в мире всё взаимосвязано: неживая природа связана с живой, растения связаны с животными и человек, как часть природы, входит в эту цепь. Более того, всё находится в равновесии, и изменение одного звена «природной цепочки» влечёт за собой изменение других звеньев. До появления на Земле человека это равновесие сохранялось природными законами. Но человек нарушил гармонию, начав охоту на диких животных, лов рыбы, вырубку лесов. Всё это привело к тому, что не продуманные действия человека наносят непоправимый вред природе. Теперь люди поняли, что из-за них на планете исчезли целые виды животных и растений, начали создавать специальные списки редких и исчезающих видов - Красные книги, некоторые уголки Земли объявлены заповедными там запрещены, не только охота и рыбалка, но даже свободное посещение людей, чтобы природа сохранялась в первозданном виде.
- Какие природоохранные организации вы знаете? (Заповедник, заказник, национальный парк).
– А что еще создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и сбережения? (Красная книга.)
– Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.
- Ребята, в нашей стране создаются заповедники, заказники и национальные парки. Сохранить растительный и животный мир для потомков – важная задача человечества. Любить природу, охранять природу – это долг каждого российского человека.
11 января объявлен Днём Заповедников и национальных парков.
Заказник – старое русское слово и означает запрещение на что-либо. «Заказано» - значит «не трогай, или делай разумно».
Также на территории Краснодарского края есть заповедник. Как он называется? (Кавказский биосферный заповедник.)
Сегодня мы с вами совершим видеопутешествие (рассказ сопровождается слайдами) в Кавказский биосферный заповедник.
Как сообщает исторический документ, заповедник был создан в 1924 году «в целях сохранения в неприкосновенном виде в горах Западного Кавказа горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями»
Общая площадь заповедника - 280 335 га (га-10000 кв.м).
Основная часть Кавказского заповедника (площадь 263 000 га) представляет типичную высокогорную область со скальными хребтами и вершинами, покрытыми вечными снегами и ледниками, с глубокими ущельями, горными реками и озёрами
Кавказ – одни из самых молодых гор по времени их возникновения на Земле, но по сравнению с историей человечества он – седой старец
Много красивых горных вершин мы сможем увидеть, если отправимся на Главный Кавказский хребет:
-Хребет Чугуш
- Гора Фишт
-Хребет Ацетука
-Плато Лаго-Наки
- Горы - Агепста, которые называют «турьими», потому что на их склонах любят пастись туры – горные бараны.
Многообразен животный мир заповедника:
В Кавказском биосферном заповеднике 70 видов млекопитающих
225 видов птиц
около 10 000 видов насекомых
( учащиеся получили карточки, по которым подготовили сообщения)
1 группа (о животных)
Огромное значение Кавказский заповедник имеет для науки. Учёные здесь не только наблюдают и ухаживают за животными, но и создают все условия для их разведения. Так, например, 80 лет назад на территории заповедника были полностью истреблены зубры, их восстановление стало одной из важнейших задач. Сегодня на территории Кавказского государственного биосферного заповедника живёт около 400 зубров. В широколиственных лесах можно увидеть грациозных оленей. Кавказский благородный олень – наиболее ценное охраняемое животное. Красивы самцы, головы которых увенчаны ветвистыми рогами. Рога оленя – показатель силы и здоровья. На склонах гор можно заметить стадо серн – горных коз. Серны очень пугливы, при любом резком звуке они готовы сорваться с места и убежать. На территории заповедника живут еноты, кавказские медведи, лисы, волки, дикие кабаны. Много разных птиц обитает здесь.
2 группа (о насекомых)
Днём в небе можно заметить силуэт летящего сокола, высматривающего себе добычу. По ночам промелькнёт бесшумная тень – это сова отправилась на охоту. На склонах гор солнечным днём пасутся улары – горные индейки, птицы из семейства фазановых. Встречаются в заповеднике удод, чекан луговой, горихвостка-чернушка. Самая многочисленная группа животных – насекомые. Летом на горных лугах мы смогли бы увидеть жука – оленя, занесённого в Красную книгу, бабочку Махаона, крапивницу, павлиноглазку.
3 группа (о растениях)
В заповеднике зарегистрировано более 1500 видов растений. Реликтовые доледниковые леса, покрывавшие всю Европу 18-25 млн. лет назад, почти в первозданном виде чудом сохранились в тиссо-самшитовой роще возле г. Хоста. Здесь произрастает около 70 видов деревьев и кустарников, средний возраст которых – 400 лет, наиболее древних – более 2000 лет! Весной, когда всё в природе оживает, Кавказские горы покрываются пёстрым ковром цветущих растений. Яркие цветы радуют глаз: пион кавказский, примулы, лилии, зимовник кавказский, цикламен высокогорный, зубянка пятилисточковая. Но, даже поднявшись высоко в горы, где нет ярких цветов, мы увидим красивейшие вершины, бездонные пропасти, чистейший искрящийся снег, на котором нет никакой грязи и над всем – безбрежное синее небо и белоснежные облака. Солнце озаряет ярким светом вечные снега, окрашивая их золотом на закате
4.Закрепление изученного материала.
Работа с интерактивным пособием «Кубановедение»
Решение экологических задач:
1.Зубробизон – это помесь зубра с бизоном. Это самое прекрасное млекопитающее животное Кавказского биосферного заповедника. Сегодня на территории заповедника находится около 400 животных. Кавказские зубробизоны зимой живут в стадах по 30 животных. Подсчитайте кол-во этих животных в 20-ти зимних стадах.
30*20=600 (з) – в 20-ти зимних стадах
Ответ: 600 зубробизонов.
2.Розовый пеликан селится вблизи рек с зарослями тростника. Гнездятся до 200 пар вместе. Гнезда устраивают на земле. Неуклюжие на суше, и ловкие в воде. На зиму улетают в Африку или Индию. Перья его легко намокают в воде, и пеликан вынужден отжимать их клювом. У пеликанов есть мешок под клювом. В него он набирает до 5-ти литров воды вместе с рыбой, а потом отцеживает воду через клюв, оставляя в мешке вкусных карпов. Розовый пеликан в сутки поедает 2 кг рыбы. Определите «рыбное меню» 6-ти пеликанов за неделю.
02*6=12 (кг) съедят за сутки 6 пеликанов.
12*7=84 (кг) съедают 6 пеликанов в течение недели.
Ответ: 84 килограмма.
3.Серый журавль – крупная птица. Размах крыла 2 метра. Вес самца 6 кг. Гнездятся главным образом в болотной местности. Серые журавли образуют пары и сохраняют их в течение жизни.
Самка откладывает 2 яйца. Высиживают оба родителя. Покрывают перья илом и грязью, чтобы спрятаться от хищников. Питаются ягодами, травой, желудями, змеями, рыбой, грызунами. Находятся под охраной и занесены в список Всемирного союза охраны природы. Японский журавль весит 10 кг. Он на 6 кг тяжелее, чем серый. Найдите вес 400 серых журавлей.
10-6=4(кг) – вес серого журавля.
4*400=1600(кг) – вес 400 серых журавлей.
Ответ: 1600 килограмм.
4.Парнокопытное млекопитающее. Вес 50 кг. Красно-бурая окраска, белая шея, черные полосы на спине и изогнутые тонкие рога. Место обитания– грные кручи, практически недоступные для человека, откуда в светлое время суток серны предпринимают вылазки на обширные горные луга, богатые сочной растительностью, являющейся любимым видом пищи этих животных. В стаде серн 7 особей, а в стаде зубробизонов на 23 больше. Сколько животных в 6-ти стадах зубробизонов?
7+23=30 (особ.) – зубробизонов в 1-ом стаде.
30*6=180 (особ.) – зубробизонов в 6-ти стадах.
Ответ:180 зубробизонов.
5.Итог урока. - Наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам?
- Как вы думаете, что надо делать для того, чтобы красота родного края радовала не только нас, но и будущие поколения людей? «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
(читает заранее подготовленный ученик)
Любите родную природу –
Озера, леса и поля
Всё это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
6.Домашние задание: прочитать учебник стр. 7-8, составить одну экологическую задачу.