Статья на тему: Великая Отечественная война в произведениях поэтов, музыкантов и художников.


Великая Отечественная война в произведениях поэтов, музыкантов и художников.


Известно, что в годы Великой Отечественной войны многие поэты, композиторы и художники встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в минуты отдыха создавали произведения, в которых передавали чувства своих боевых товарищей, отражая важные человеческие ценности: любовь к Родине, к семье, ответственность перед друзьями и близкими. Писатели и поэты стали военными корреспондентами. В Красной Армии несли службу А. Твардовский, К. Симонов и многие другие. Стихи печатались в газетах, слово поэта стало одним из видов оружия в борьбе с фашистскими захватчиками.
Путь к победе был долог и труден. Самое страшное на любой войне – это потеря друзей и родных. 275 писателей и поэтов погибли в годы Великой Отечественной войны. Среди них были хорошо известные Аркадий Гайдар, сражавшийся в партизанском отряде, Евгений Петров, погибший в подбитом самолёте. Погибли в боях молодые поэты, на которых возлагала большие надежды русская литература.
Всё дальше в историю уходит Великая Отечественная война и песни, написанные в дни сражений,   называем мы сейчас песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, стихи, художественные фильмы о том времени – как напоминание о необходимости хранить мир.
Мы преклоняемся перед мужеством, героизмом и стойкостью защитников отечества. И мы будем помнить о великом подвиге тех, кто спас жизнь на земле от фашистской беды.
В поэме Твардовского «Василий Тёркин» изображены яркие картины фронтовых будней, показаны черты русского солдата, сражающегося за свободную жизнь в своей стране.
«Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе - это мы,
Тот народ, Россия.
И пойдёшь в огонь любой,
Выполнишь задачу.
И глядишь - ещё живой
Будешь сам в придачу.
А застигнет смертный час,
Значит, номер вышел.
В рифму что-нибудь про нас
После нас напишут.
Пусть приврут хоть во сто крат,
Мы к тому готовы,
Лишь бы дети, говорят,
Были бы здоровы...»
Наверное, не было на фронте человека, не знавшего о стихотворении К. Симонова «Жди меня».
«Жди меня, и я вернусь,Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет…»
Именно в годы войны произошло становление творчества К.Симонова. В самые страшные и тяжёлые для страны дни особенно остро ощущается, что Родина – самое дорогое, самое близкое. Ни травинки, ни горсти земли советский человек не отдаст врагу.
Отрывок из стихотворения «Родина»
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941г.
Путь к победе был долог и труден. Самое страшное на любой войне – это потеря друзей и родных. 275 писателей и поэтов погибли в годы Великой Отечественной войны. Среди них были хорошо известные Аркадий Гайдар, сражавшийся в партизанском отряде, Евгений Петров, погибший в подбитом самолёте. Погибли в боях молодые поэты, на которых возлагала большие надежды русская литература.
Отрывок из стихотворения К.Симонова «Смерть друга»
(Памяти Евгения Петрова)
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.
В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.
Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья — сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.
1942
Женщины заменили мужчин: растили хлеб, работали на заводах, шли в бой, работали в госпитале, писали стихи.
А. Ахматова «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки.

В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество». В период войны Анна Ахматова ощутила себя нужной и полезной своему народу, ее стихи, преисполненные веры в победу, оказались востребованными. В стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу. Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Анна Ахматова понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет проще, чем вернуть людям духовное богатство. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное.
Многие стихи стали песнями и вошли в культуру и историю нашей страны. Песня была неразлучным спутником воинов. В нелёгкое военное время она сплачивала и поднимала боевой дух, скрашивала суровый быт бойцов, согревая душу. У многих солдат и офицеров в кармане гимнастерки, вместе с фотографией близких, хранился блокнот с записями песен и стихов. Среди военных можно было услышать поговорку: «Песня – это вторая винтовка!». Песня была неотъемлемой частью жизни на фронте и в тылу. Искусство стало мощным оружием в войне против фашистов.
Краткая история создания песни «Священная война» композитора А.В. Александрова.
Одной из самых известных песен стала «Священная война» композитора А.В. Александрова. Она была написана в самом начале войны. Василий Лебедев-Кумач просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, написал стихотворение. 24 июня 1941 года это стихотворение было опубликовано. Композитор Александр Васильевич Александров, прочитав эти проникновенные строки, сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны Ансамбль песни и пляски под руководством Александрова исполнил «Священную войну» на площади Белорусского вокзала перед отправляющимися на фронт солдатами. Мужественная сдержанность произведения так захватывала всех, что песню пришлось повторить 5 раз. Стоя, со слезами на глазах слушали бойцы «Священную войну». За считанные дни песня распространилась по всей стране. Её слова были опубликованы в газете «Известия» вместе с плакатом «Родина – Мать зовет».  Могучая сила слов и мелодии подняла всех советских людей на защиту своей Родины. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Её пели всюду: на переднем крае фронта, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для Победы. Каждое утро, все 4 года войны, после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио. А после Великой Отечественной войны песня «Священная война» была увековечена в барельефе на стене Белорусского вокзала. Звучала она и во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
     Припев: Пусть ярость благородная
                    Вскипает, как волна,
                    Идет война народная,
                    Священная война!
Очень полюбили солдаты «В землянке» К. Я. Листова (стихи А. А. Суркова), «Тёмную ночь» Н. В. Богословского (стихи В. Агатова), песни М. И. Блантера.
Краткая история создания песни К. Я. Листова «В землянке».
Зимой 1941 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив передавались из уст в уста. Песня называлась «В землянке». Песня помогала бойцам Советской армии терпеть все невзгоды и лишения окопной жизни. Отдых после боя воспринимался как возможность написать письмо родным, которые так ждут весточки с фронта.
«До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага»
Эти строки были написаны молодым лейтенантом Алексеем Сурковым после тяжелого фронтового дня, когда он пробивался из окружения, и предназначались жене. Они были написаны в письме, обычном бумажном треугольнике. Боец писал письмо на листке, складывал его треугольником и надписывал адрес. Именно треугольник ждали дома родные, потому что извещение о смерти приходило в обычном конверте!
        
Краткая история создания песни А. Агатова «Тёмная ночь».
 В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая Марком Бернесом, исполнителем роли главного героя, эта песня навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
Одной из полюбившихся песен стала «Катюша».
Знаменитый поэт Михаил Исаковский придумал стихи, а мелодию, полюбившуюся на долгие годы, сочинил композитор Матвей Блантер. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 году в Колонном зале Дома Союзов. Первой исполнительницей была певица Валентина Батищева, которая три раза подряд пела «Катюшу» по просьбе слушателей.
В военные годы бойцы не только знали наизусть ее текст, но и придумывали новые варианты. Катюша в них сражалась на фронте, становилась медсестрой и продолжала ждать своего любимого. В 1943-1945 г.г. наиболее популярен был такой куплет песни «Катюша»:
Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,
Пусть услышит как она поет,
Из врагов вытягивает души,
А своим отвагу придает.
Кто-то думал, что Катюша - реальная девушка, и отправлял ей свои письма. Именем Катюши даже назвали реактивные минометы, которые приводили в ужас врагов. Интересно, что эта песня не оставила равнодушными как союзников, так и противников Советского Союза. Гитлеровцы пели ее немецкоязычный вариант, а испанские добровольцы, служившие в фашистской армии, использовали ее мелодию в своем марше. Под названием «Свистит вечер» она превратилась в гимн итальянских партизан. Второй итальянский вариант популярной песни получил название «Катарина». В послевоенные годы своя «Катюша» появилась в Израиле и Китае.Вот так этой, казалось бы, простой песенке удалось покорить жителей разных уголков мира.
Художники откликнулись плакатами, которые и сейчас являются образцами плакатного искусства. Никого не оставили равнодушными «Родина – Мать зовёт!» И. М. Тоидзе, «Отомсти!» Д.А. Шмаринова, «Всё для фронта, всё для победы» Л.М. Лисицкого. Советские политические плакаты времен Второй мировой войны приобрели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на человеческих чувствах - гневе, ярости, мужественности, страданиях, стремлении к победе. Они поддерживали веру защитников Отечества и народа в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии.

Советский агитационный плакат «Все для фронта! Все для победы!» создан в 1942 году художником Л.М. Лисицким. Плакат обращен к рабочим предприятий советской страны со словами: «Давайте побольше танков, противотанковых ружей и орудий, самолетов, пушек, минометов, снарядов, пулеметов, винтовок!» В центре плаката художник изобразил лица рабочих - мужчины и женщины. Там же летящий самолет и двигающийся танк, за ними - мирный город. Именно от самоотверженного труда мирных жителей страны, от количества изготовленной и поставленной необходимой военной техники фронту, зависит освобождение страны и приближение победы.

Советский агитационный плакат «Родина-мать зовет!» создан в июле 1941 года, сразу же после вторжения немецких войск на территорию СССР, когда Совинформбюро официально сообщило о начале войны с Германией. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. Его жена, Тамара Тоидзе, впоследствии стала олицетворять собирательный образ советской женщины. Ираклий Тоидзе упростил внешний вид Тамары и, тем самым, приблизил её лик к простой и понятной советской женщине. Понизив линию горизонта художник придал образу некую монументальность. Специфический жест грузинских женщин и встревоженное лицо сделали в образе понятным призыв к советским гражданам. В одной руке Родина-мать держит присягу военнослужащего, напоминая своим "детям" о присягнувшем долге.
Текст военной присяги гласит:«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом…
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.»
Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» является мощным эмоциональным агитац ионным произведением художника В. Корецкого, который впервые был опубликован в газете "Правда" от 5 августа 1942 года. Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребёнка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь ребёнка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах - черном и красном, притом красный - только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчёркивая кровавую сущность врага.

Советский политический плакат «Ты вернул нам жизнь!» создан художником Виктором Семёновичем Ивановым в 1944 году. Плакат - жизнеутверждающая работа, показывающая всю радость освобожденного народа. На плакате изображен солдат-освободитель с автоматом в руке, которого обнимает женщина. В этой работе тонко передана вся тревога пережитого на оккупированных территориях и весь трепет освобождения советского народа от фашистов. Художник передал безграничную радость жителей освобожденных территорий и благодарность воинам красноармейцам, избавивших их от ненавистных оккупантов. 

Советский политический плакат «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!» создан в 1944 году художником Н. Кочергиным. Плакат направлен на торжество и ликование по поводу изгнания немецко-фашистских оккупантов из советской земли. На переднем плане плаката изображен ликующий солдат с автоматом, а за его спиной - картины городов Советского Союза в лучах восходящего солнца. Плакат выполнен в ярких теплых тонах и передает праздничное настроение.

Советский политический плакат «Слава воину-победителю!» создан в 1945 году. Автор плаката художник В. Климашин. На плакате изображен молодой воин Красной Армии, над которым сияет орден "Отечественная война" и цифры "1941, 1945". Плакат показывает торжество Победы советского воина в Великой Отечественной войне. Плакат выполнен в стиле соцреализма с преобладанием теплых ярких тонов, несущих торжественное праздничное настроение. 
Всё дальше в историю уходит Великая Отечественная война и песни, написанные в дни сражений,   называем мы сейчас песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, стихи, художественные фильмы о том времени – как напоминание о необходимости хранить мир.
Мы преклоняемся перед мужеством, героизмом и стойкостью защитников отечества. И мы будем помнить о великом подвиге тех, кто спас жизнь на земле от фашистской беды.
Используемая литература и интернет-ресурсы
Великая Отечественная война: 1941 – 1945: Энциклопедия для школьников / Сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель. Вступит статья О. А. Ржешевского.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-447с.: ил.
Плакаты войны и победы 1941-1945/ Сост. П. А. Снопков и др. - М.:Контакт – Культура 2005.- 240с.; 209 ил., фронтиспис.
Алуштинский вестник. Еженедельная городская газета. Ст. Е. Филипенко «70 лет Священной той войне».№04 (1036) от 04.02.2011.
Твардовский А.Т. Василий Теркин. Книга про бойца. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984.
Симонов К.М. Стихотворения и поэмы – М.: Дет. лит., 1982.
Холодяков Н.Н. Великая Отечественная война в произведениях XX века. Русская литература XX века. – Литература в школе. - № 4, 2004.
http://newsinphoto.ru/v-rossii/plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny/http://softsalo.com/sovet_41-45_polit/polit_46.htmlhttp://er3ed.qrz.ru/tvardovsky-terkin.htm
http://librebook.ru/vasilii_terkinhttp://best.kp.ru/msk/alfabank-plakaty/http://doc4web.ru/izo/integrirovanniy-urok-izo-muzika-v-klasse-tema-velikoy-otechestve.html