Конспект урока по литературному чтению: Ирония в произведениях В.Осеевой «Кто наказал его?» А.Барто «Рыцари»


Фамилия, имя, отчество учителя: Файзиева Гулия МинегатовнаМесто работы: Чепчуговская средняя общеобразовательная школа
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Ирония в произведениях В.Осеевой «Кто наказал его?»; А.Барто «Рыцари»
Используемая образовательная система: ФГОС
Используемый учебник: «Литературное чтение» - 2 класс. Кубасова О.В.
Цели и задачи урока:
1)Развитие умения прогнозировать содержание текста; осознанию собственного отношения к прочитанному тексту; развивать речь.
2)Научить детей пониманию мотивов поведения персонажей.
3)Совершенствовать навыки чтения, его правильность, выразительность, осознанность.
4)Расширять читательский кругозор.
5)Воспитание доброты и дружбы в коллективе.
Оборудование урока: выставка книг о детях «Ребята нашего двора», фотографии авторов; иллюстрации с изображением рыцаря; справочный материал, интерактивная доска.
Используемая литература: «Литературное чтение» - 2 класс. Кубасова О.В., программа.
№ Этапы урока Содержание этапа
Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент.
Цель учителя:
Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке.
Задачи учащегося:
Проверить свою готовность к уроку.
Метод:
Проверка, взаимопроверка.
Критерий достижения цели:
Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в ритм урока. Добрый день, ребята! Я вижу сегодня в классе присутствуют все, это хорошо. Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? Отвечают на приветствие. Самопроверка, взаимопроверка.
2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели:
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Метод:
Фронтальная беседа, работа с текстом, индивидуальная работа.
Задачи учащихся:
Уметь читать по ролям; оценивать себя, исполнять роль «жадины».
Критерии достижения целей:
1)Учащийся должен уметь хорошо ориентироваться в тексте;
2)Читать по ролям. 1) Чтение по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож».
2) Роль «сторожа» исполняется двумя- тремя учениками по желанию.
- Артём, как ты себя оценишь?
- Нравятся ли вам жадины в жизни? Почему не нравятся?
- На перемене, ребята, вы познакомились с теми книгами В. А. Осеевой, которые принесли в класс. Можете ли вы определить тематику творчества этой писательницы? О ком она писала? (справочный материал на интерактивной доске). 1)чтение
2)по ролям
3)отвечают на вопросы
4)оценивают себя
- О детях.
3 Изучение нового учебного материала.
Цели:
Обеспечение восприятия осмысления содержания текста.
Задачи учащихся:
Развивать речь; прогнозировать содержание текста.
Метод обучения:
Основной- проблемный.
Частные методы и методические приёмы:
Фронтальная беседа, чтение по ролям, работа в парах.
Критерии:
Определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу, уметь добывать знания при использовании учебника. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним небольшим произведением В. Осеевой «Кто наказал его?»
- О ком этот рассказ?
- Молодцы!
Первичное чтение текста.
-Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ вслух.
Работа по учебнику.
-Ребята, как вы понимаете ответ мамы и вопрос учебника?
- Отчего заплакал мальчик?
- Почему мать не пожалела сына?
- Что значит сам себя наказал? Когда мы так говорим?
Чтение по ролям.
- Ребята, а сейчас прочитаем этот рассказ по ролям.
- Как будем читать слова главного героя? Кто скажет?
- Молодец.
- С раскаяньем.
- А сейчас , ребята, отдохнём.
Физкультминутка.
Знакомство с биографией.
- Ребята, сегодня мы познакомимся на уроке с ещё одним произведением. Написала его Агния Львовна Барто (портрет показываю). Посмотрите на интерактивную доску, познакомтись с биографией А. Барто. (справочный материал)
- А какие стихи Барто вам известны?
- А давайте я вам напомню: «Уронили мишку на пол…» (на интерактивной доске)
- Молодцы!
Подготовка восприятия стихотворения А. Барто «Рыцари».
- Ребята, а кто знает кого называли в прошлом рыцарями?
(справочный материал на интерактивной доске о рыцарях).
- Посмотрите, какие они были.
- А сейчас, хотя в наше время уже нет рыцарей в первоначальном смысле этого слова, рыцарями до сих пор называют смелых, благородных людей.
Знакомство с текстом.
- Сейчас выразительно прочитает Максим.
- Молодец!
- Почему во время стихотворения вы улыбались?
Повторное чтение стихотворения про себя, с целью подготовки его к выразительному чтению и обдумыванию вопросов.
- Над кем подшучивает автор этого стихотворения? Где это написано?
- Молодец!
- А как об этом можно догадаться?
- Прочитайте строчки из стихотворения, которые относятся к рисункам.
- Почему стихотворение называется «Рыцари»?
- Какие чувства вложила А. Барто в название стихотворения: гордость, иронию, уважение, насмешку?
- Что такое ирония?
- Прочитайте сноску.
- Интересно было читать такое стихотворение? - О мальчике.
Ученики читают рассказ вслух. Попутно, при помощи вопроса, приведённого в тексте, прогнозируя содержание рассказа.
Ребята отвечают.
- С обидой.
Под музыку выполняют зарядку.
Дети с трудом вспоминают.
- Наша Таня громко плачет…
Ответы детей.
Читает Максим (сильный ученик).
Ответы детей.
Учащиеся читают про себя стихотворение, обдумывают и обсуждают в парах вопросы, прведённые в учебнике.
- Иронию, насмешку.
Читают.
- Да!
4 Закрепление учебного материала.
Цели:
Привить навыки трудолюбия, дружбы, доброты.
Продолжить развитие умения прогнозировать содержание текста.
Задачи ученика:
Развивать навыки осознанного, выразительного чтения.
Методы:
Репродуктивный, беседа, выставка книг. - Ребята, мы прочитали два произведения? Какая тема их объединяет?
- Кто автор этих произведений?
- Посмотрите, ребята, на нашей выставке есть книги этих авторов, есть они и в библиотеке. - О детях, о плохих поступках детей.
- Барто, Осеева.
5 Задание на дом. Выставление оценок.
Цели:
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей самостоятельной работы дома, с целью закрепления материала урока в зависимости от уровня усвоения учащимися знаний, полученных на уроке; добиваться адекватности самооценки учащегося оценки учителя.
Задачи учащихся:
Оценить свою работу на уроке.
Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание.
Критерии:
Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку.
Получена реальная оценка за урок. - Ребята, давайте выставим себе оценку.
- Какую оценку вы поставили себе?
- Покажите кружочками.
(красный кружок- это 5; синий – 4; зелёный – 3;).
- Сегодня я согласна с этими оценками. Можете поставить их себе в дневник.
- Домашнее задание: читать рассказ «Кто его наказал?», а стихотворение «Рыцари» выучить наизусть. Кроме этого, ребята, найдите, прочитайте и принесите на следующей урок книги со стихами А. Л. Барто.- Урок окончен. Всем спасибо за работу на уроке! Учащиеся показывают.
Выставляют оценки в дневник.