«Пока жива родная земля, живы и мы» (контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и природа в произведениях писателей и поэтов нашего края», русская литература , 8 класс с казахским языком обучения)


«Пока жива родная земля, живы и мы»
(контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и природа в произведениях писателей и поэтов нашего края», русская литература , 8 класс с казахским языком обучения)



Цели: развитие творческого воображения и мышления уч-ся; формирование
умений строить устное высказывание в форме выступления;
совершенствование представлений о нравственных ценностях,
ответственности, милосердии, разуме, добре и зле, смысле жизни, истине,
воспитание любви к природе, к братьям меньшим, художественной
литературе.

Методы: постановка проблемного вопроса;
организация обсуждения; метод направленного чтения


Подготовительная работа :
Выступление в роли обвинителя - «Акбара», свидетелей
Гулюмкан , Асылгуль , судьи


Форма урока: элементы интеграции – литература и биология,
урок-суд

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя:
-Мы заканчиваем тему «Человек и природа в произведениях писателей и поэтов» и сегодня мы попробуем сделать вывод об отношении человека к природе, в чем смысл жизни, в чем истина, в каком отношении к себе нуждается природа? Откройте учебники на стр.191, очерк Василия Пескова «Логово».
II.Побуждение: -Как вы думаете, ребята, о чем будет говориться в данном произведение?
1.Реализация. (Метод направленного чтения)
А) Чтение первого отрывка.
-Семейная жизнь волков, если кто-нибудь из супругов не угодил в капкан , не попался на мушку, длится больше десяти лет. В отличие от собак, известных неразборчивостью в допущении к себе ухажеров, волки однолюбы. Семейная пара, однажды созданная, сохраняется.
Свадьба волков приходится на февраль - март и часто сопровождаются смертельной грызней соперников, выясняющих, кто сильней, здоровее, выносливей. Последнее слово в выборе партнера остается за волчицей
-Что интересного узнали мы о волках? Выделите ключевые слова из прочитанного отрывка. (Составим схему по ходу чтения.)



Б) Чтение второго отрывка.
-Выбор места для жизни – тоже дело волчицы. Волк последует, куда его поведут. А живет избранница его в месте, где все ей известно – ходы, убежища, водопои, места удачных охот и зоны опасности.
В апреле волчица ищет место для родов. И выбирает этот тайный для остального мира куток в самых разных местах, но так, чтобы близко была вода и чтобы к логову трудно было добраться. «Коренная охотничья территория» в семейной жизни волков немаленькая, условно- окружность диаметром километров в 30. И в самом укромном месте этих владений волчица рожает, готовая немедленно ночью и днем перенести волчат в запасное убежище. И не только яму, нору, местечко под корнями упавшего дерева, а довольно большое пространство с запасными убежищами охотники называют «логовом».
- Кто же все таки главный в волчьей семье?
Что такое логово по определению охотников?
В) Чтение третьего отрывка.
- Приносит волчица обычно от трех до девяти волчат (бывает и больше!).Волчата слепы, беспомощны, и пару недель волчица находится в логове неотлучно. Еду носит ей волк, матка требует ее властно- по законам супружеской жизни. Через 12- 14 дней малыши прозревают, начинают показывать нос из логова. Молочная пища постепенно чередуется теперь с мясом, которое волк им отрыгивает. Взрослея, волчата становятся все более прожорливыми, и отец уже не всегда готов кормить их отрыжкой. Волчица рычанием побуждает супруга все же делиться отрыгнутой пищей. Теперь она и сама иногда отлучается на охоту, оставляя волчат на попеченье отца. А позже они и оба уходят охотиться, оставляя щенят одних. Мало-помалу, покидая убежище, они обживают окрестности, при опасности затаиваясь в зарослях, а не сбегаясь в логово, где врагам их легко было бы изловить. В это же время в них пробуждается инстинкт охотников-гоняются за жуками, бабочками, ловят мышей.
Родители поощряя охоту, приносят к логову еще живую добычу, волчата треплют ее и учатся умерщвлять.
-Выделите ключевые слова из прочитанного.
Г) Чтение четвертого отрывка.
-Волки – родители строгие, но любящие. Нарушителям правил жизни они могут устроить выволочку, но и бдительно их берегутВо время лесного пожара весной 1935 года лесники Ильменского заповедника видели, как волчица одного за другим выносила из пожара волчат. Но интересно при этом отметить: увидев, что малышей из логова похищают, волчица не броситься их защищать – будет со стороны наблюдать за трагедией и даже не подаст голоса - очень человека боится.
-Что в данном отрывке для вас оказалось интересным?
Д) Чтение пятого отрывка.
-Хозяева «коренной территории» осенью все чаще встречаются, перекликаются. Волчий вой-особая песня в природе. «Волкам даны одни звуки для выражения и страсти, и радости». Сами волки их хорошо понимают.
Но умеют правильно их толковать и охотники. Подражая волкам, они по ответному вою определяют место нахождения зверей, расстоянье до них и даже могут на выстрел их подозвать. Жизнь зимою у волков скудна. Пробегая большие расстояния в поисках пищи, изредка они наведываются в тайную «резиденцию», где родились,-восстановить в памяти все важное, что должен знать о своей территории волк.


Схема очерка «Логово», составленная учащимися после прочтения:








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
III.Слово учителю биологии (рассказ о семействе волков)
IV.Суд совести:
1.Чтение стихотворения «Волчата» О.Сулейменова (заранее приготовленный ученик читает выразительно наизусть)
Шел человек, шел степью долго-долго.
Куда? Зачем? Нам это не узнать.
В густой лощине он увидел волка,
Верней – волчицу, а вернее-мать.
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть,
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь, густая, словно грязь.
Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами?
Слепым волчатам это не узнать,
Они, толкаясь и ворча, сосали
Так странно неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,
Как властно пахнет в зарослях укроп,
Они, прижавшись к ранам, жадно пили
Густую, холодеющую кровь.
И вместе с ней вливалась жажда мести,
Кому? Любому, лишь бы не простить.
И будут мстить, в отдельности и вместе.
А встретятся-друг другу будут мстить.
И человек пошел своей дорогой.
Куда? Зачем? Нам это не узнать.
Он был волчатник, но волчат не тронул-
Волчат уже не защищала мать
2.Блиц – опрос по эпизодам из романа «Плаха» Ч.Айтматова:
а) как звали волчицу и волка местные чабаны и почему?
б) что случилось с детенышами волчьей пары?
в) куда направилась после смерти потомства Акбара?
г) какая трагедия произошла на Иссык-Куле?
3.Суд совести (обвиняется человек в преступлении против природы.)
В роли обвинителя - Акбара. Свидетели: Гулюмкан, Асылгуль.
V.Диаграмма Венна: различие и общность мира природы и людей:
В чем «видят» волки смысл существования?
В чем принцип сосуществования человека и животного на земле?
VI.Подведение итогов урока: Природа нуждается в нашем милосердии? В чем оно должно проявляться? Слово природа ассоциируется ли у вас со словами патриот, гражданин? (слово патриот с греческого patris –родина, отечество, земля отцов)
Составьте предложения, используя слова ПРИРОДА, ПАТРИОТ, РОДИНА, ГРАЖДАНИН, (уч-ся составляют предложение) ,учитель обобщает высказыванием Ф.М.Достаевского: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам, к братьям нашим меньшим. Будьте достойными гражданами страны.

VII.Домашнее задание: написать эссе, тему определить самим
Семья: однолюбы, свадьба-
февраль- март

Родители строгие, но любящие, боятся людей


волки


От 3 до 9 щенят:
слепы, беспомощны,
2 недели с матерью,
кормит волк

Общение:
волчий вой

Жилье выбирает волчица,логово логово

Яма, нора, местечко под корнями упавшего дерева
довольно большое пространство с запасными убежищами

Посещают место рождения: вспомнить все важное, что должен знать о своей территории волк