Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ по теме: « Региональный компонент в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района
Зилаирский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сабырово»











Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ
по теме:
« Региональный компонент в повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка». Образ
башкира в произведении.
«Капитанская дочка»- историческая
повесть».











Провела: Атангулова Ляля Идрисовна учитель русского языка и литературы Сабырово - 2015год




Цель урока:
Проверить знания и умения учащихся по содержанию текста
Подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству
Обобщить образ Е. Пугачева.
Анализировать образ башкира в повести не столь главного, а столь знаменательного для нас,
Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы
Воспитание чувства любви и уважения к поэту,
Оборудование:
. 1. Портрет А. С. Пушкина
Стенд «Пушкин и Башкортостан»
Картина А. Тюлькина « А. С.Пушкин среди башкир»
Карточки.
Тесты.
Компьютерные презентации.
План урока.
I. Организационный момент. Сообщение цели урока.
11 Проверка знаний учащихся по содержанию текста. Форма проверки - тест.
III. Сообщение темы урока. Региональный компонент в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
1.«Пушкин и Башкортостан». Сообщение учителя.
2. Пушкин и живопись. Работа по картине А. Тюлькина «А.С. Пушкин среди башкир».
IV. «Капитанская дочка»- историческая повесть. Образ Е. Пугачева-
руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.
(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.
У. Образ изувеченного безъязыкого башкира.

VI. Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает.
Беседа с учениками «Башкортостан сегодня».

VII. Подведение итогов урока.






Ход урока


1.Организационный момент:
Здравствуйте. У нас сегодня урок литературы по произведению А.С Пушкина «Капитанская дочка». Цель нашего урока проверить знания по содержанию текста, еще раз обратиться и обобщить образ Пугачева, анализировать образ башкира в повести, не столь главного, а столь знаменательного для нас.
П. Проверка знаний учащихся по содержанию произведения
«Капитанская дочка»
Форма проверки - тест.
От чьего имени ведется повествование?
а). Е.Пугачева 6). П.Гринева в). М Мироновой
Куда направил отец П. Гринева на службу?
а). в Москву 6). в Петербург в). в Оренбург
Кому принадлежат эти слова?
«Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье - снову, а честь - смолоду».
а). А.П.Гриневу б). Е.Пугачеву в). И.К Миронову
Сколько верст от Оренбурга до Белогорской крепости?
а). 50 б). 30 в). 40
Чей это портрет:
Он был лет сорока, росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали, Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок
а). Е. Пугачева б). П. Гринева в). А. Швабрина
Кому принадлежат эти слова?
«Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь - бог тебе судья. А я сказал тебе правду».
а). И.К Миронову б). П.А Гриневу.
В какой главе дается столь выразительное описание бурана?
а). «Вожатый» б). «Крепость» в). «Пугачевщина»
Чей это портрет? Тут вошла девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши».
Ответ: а). М Мироновой






Кому рассказывает Пугачев калмыцкую сказку об орле и вороне?
А) П Гриневу
Как наказали Пугачева - бунтовщика?
Применение ИКТ. Самооценка. Критерии оценивания: 5-6б.---«3», 7-8б---«4», 9- 10б.---«5».

Сообщение учителем темы урока.
Региональный компонент в повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Образ башкира в произведении.
Мысль о судьбе народа, о путях развития всегда волновали поэта. Еще в 1824 годы Пушкин задумывается о роли народа в истории России, а уже в 30-е годы в творчестве Пушкина историческая тема заняла особое место. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» обращается проблеме Крестьянского восстания 1773- 1775 годов под руководством Е.Пугачева. Созданию повести «Капитанская дочка» предшествовала большая работа. При создании «Капитанской дочки» Пушкин соединил в себе великого художника и добросовестного исследователя.
О поездки Пушкина в Оренбургский край для сбора материала о Пугачевском восстании написал картину известный русский художник А. Тюлькин.

(Картина«А.С.Пушкин среди башкир»).

Сообщение ученицы «Поездка А.С.Пушкина в Оренбургский край» (Компьютерные презентации)

Задумав новое произведение из эпохи Крестьянской войны 70-х годах 18 в. Пушкин едет на места, где происходили изображаемые им события - в Оренбургские
Степи (Компьютерные презентации)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Знакомится с природой и бытом края, осматривает поля сражений, собирает изустные рассказы и предания о Пугачеве. На основе этих изучений Пушкин создает исторический труд «История Пугачева» и историческую повесть «Капитанская дочка». Вот что сам А С Пушкин говорит о своей работе.
 «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческую критикою. Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения.»
Биограф. А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки. (Компьютерные презентации)

«Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону».

4. Капитанская дочка»- историческая повесть. Образ Е. Пугачева-
Руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.
(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.
Слово учителя
Капитанская дочка- это историческая повесть. Исторические факты переведены на язык искусства. Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.
Учитель. Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике».

Значит, сделаем ВЫВОД и ответим на вопросы:
, 1.С какой целью приехал А.С. Пушкин в Оренбург?
2О каком историческом событии идет речь в повести?
3.Кто руководитель восстания? (Е.Пугачев)
Ответы учащихся.

Слово учителя:
Из истории вы знаете, что Пугачев - историческая личность, руководитель Крестьянского восстания 1773- 1775 годов, был беглым донским казаком, объявил себя Государем Петром- 3.
Это Пугачев в истории, а каким же показан Пугачев-руководитель Крестьянского восстания на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Учитель. А каким изобразил Пугачева А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?
Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? (комментированное чтение отрывков учащимися.).
Учитель. У Пушкина Пугачев свой. У него есть достоинства и недостатки. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


А теперь сделаем вывод:
Каков Пугачев у Пушкина: (Ответы учащихся.)
Учитель. Пушкин в своей повести изображает Пугачева не только как талантливого смелого руководителя Крестьянского восстания, но и подчеркивает его ум : сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом, он подлинный представитель народа.
И вот поэтому под знамя Пугачева шли не только казаки, но и народы других национальностей: татары, мишари, башкиры. Пугачев со вниманием, с уважением относился ко всему народу, не различая их нации.

Учитель. Замечателен образ башкира, найдите эпизод, где
Характеризуется образ башкира и прочитайте. Глава «Пугачевщина»

« Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. «Эхе!- сказал комендант, узнав по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. – Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах. Ты знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди- ка поближе; говори, кто тебя подослал?»
Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия. «Что же ты молчишь?- продолжал Иван Кузьмич, -али бельмес по-русски не разумеешь? Юлай, спроси-ка у него по- вашему, кто его подослал в нашу крепость?»
Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузьмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.
-Якши,- сказал комендант, - ты у меня заговоришь. Ребята! Сымите-ка с него дурацкий полосатый халат, да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!
Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.
Вопросы для беседы:
1. Опишите башкира- повстанца своими словами.
2. Какие чувства вызывает у вас образ изувеченного башкира.
3. А почему он стал таким?
4. Что хотел сказать Пушкин, показав образ 70- летнего старика- инвалида.

Учитель. Образ башкира не главный, а скорее эпизодический, он даже лишен возможности говорить, потому что у него отрезан язык за участие в предыдущих восстаниях, против царизма, но, тем не менее, этот образ показан смелым и вольнолюбивым.
Образ безъязыкого, изувеченного «башкира» имеет широкое обобщающее значение: в нем отразилось свободолюбие угнетенного народа, народа лишенного прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую ЖИЗНЬ. Образом безымянного башкира - пугачевца Пушкин как бы утверждает мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью. .
"Пушкин дорог нам и по тому, ЧТО он был одним ИЗ первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа.
Образу изувеченного башкира вновь и вновь обращались и обращаются башкирские поэты, писатели, литературоведы, критики. Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.

Ученик читает стихи С. Кудаша «Башкир» перевод К. Заболоцкого.
И вот победила отчизна
Нам Пушкина светится имя
он вестник грядущего мира,
Писал, что за вольное слово
Был вырван язык у башкира
Повстанца времен Пугачева.
Мы правнуки этого деда,
Погибшего в тяжких увечьях
Читаем и славим поэта
На всех языках и наречьях.
Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает. Содружеству братских народов, Свободные песни слагает.

Учитель:
С каждым днем Республика Башкортостан процветает. Башкирский язык объявлен. Государственным языком.

Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.
Хочу закончить урок словами башкирского писателя Б.Бикбая: «Наша любовь к великому ПОЭТУ продолжается веками..., Пушкин дорог башкирскому народу, как его свобода, счастье, ЖИЗНь »
Подведение итогов. Домашнее задание: написать сочинение
1. «Образ Е.Пугачева- руководителя Крестьянского восстания.»
2. «Образ башкира в повести»




























Root Entry