Урок по изобразительному искусству Русские богатыри


ТЕМА: РУССКИЕ БОГАТЫРИ
Цели и задачи: Воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, литература, история, география);
Оборудование: Презентация, акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
М. Врубель «Богатырь»; Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; П. Корин «Александр Невский»; А. Бубков «Утро на Куликовском поле»; В. Васнецов «Богатыри»; иллюстрации к былинам.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
Героическое прошлое нашей Родины. Образ древних русских городов. Беседу следует построить живо, интересно, чтобы дети сами анализировали картины, используя имеющиеся у них знания, зрительные представления.
Чтобы приблизить к учащимся далекое прошлое нашей Родины, подготовить их к восприятию былин, необходимо обратиться к истории, напомнить детям о столкновениях с половцами, татаро-монголами.
Вспомнить или ознакомить учеников с содержанием былин «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула» (в обработке Н. Кондаковой), «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин».
В более привычной для современных детей сказочной форме с содержанием былин можно ознакомиться в книге И. Карнауховой «Богатыри».
Шлем Кольчуга Щит


Укрась снаряжение воина-богатыря

Художник Владимир Семенов
В течение долгого времени не раз нападали враги на Русь, разоряли ее. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.
Рассмотрим картину В. Васнецова «Богатыри». Что мы видим? Трех могучих богатырей, которые наиболее часто встречаются в народном эпосе, вместе действуют, помогают друг другу.
– А знаете ли вы, как их зовут? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то свое, особенное.
Илья Муромец принадлежит к людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчеркивается его мудрость. Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный, а самый молодой, веселый, находчивый, озорной – Алеша Попович. Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.
Былины и сказки роднит героико-фантастический метод изображения, столкновение добра и зла, оценка событий и лиц, неизменная победа героя и добра. В давние времена былины пелись под гусли, а позже пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво-спокойные.
Кратко анализируется архитектура старинных русских городов.
Псков – здания приземистые, домовитые, выросшие, как грибы из земли.
Великий Новогород – суровые, мощные, слепленные, неприступные.
Владимир – архитектура спокойная, стройная, украшенная резьбой. Сделать акцент на конструкцию зданий: стены, башни, кровля и т. д. Из какого материала делались общественные (храмы, крепости) и жилые здания?
III. Творческая работа учащихся.
1. Лист лежит горизонтально, делим пополам. Рисунок размечается легкими карандашными линиями (расположение на листе основных элементов: богатырь, изба, крепость вдали и т. д.).

2. Уточнение деталей, решение в цвете.
Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Обращается внимание на передачу солнечной или пасмурной погоды, дневного и вечернего освещения.
– Какие цвета сделают нашу работу более торжественной?
– А что делают богатыри, когда не воюют? (Работают, тренируются.)
3. Дополнение композиции аппликацией: вырезаем и наклеиваем отдельные детали из цветной бумаги, в основном детали первого плана: шлем, щит, меч, забор и избу с коньком крыши, солнце.
4. Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.
Анализируются общие ошибки учащихся.
Требования к работе:
– выделение смыслового центра композиции (богатырь – дом), он хорошо виден, достаточных размеров;
– общая выразительность, взаимосвязь в компоновке деталей;
– аккуратное выполнение всей работы;
– удачные цветовые сочетания, техника владения красками, аппликацией;
– проработанность, завершенность.

О. Савостюк, Б. Успенский. Победа. Плакат
IV. Итоги урока.
В конце урока при анализе рисунков обязательно отмечается самостоятельность учащихся в выполнении сюжета, индивидуальные детали в общей схеме ведения композиции.
Сбор работ, уборка рабочего места.
Домашнее задание.