РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ в 4 КЛАССЕ специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида :


«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/______________
подпись расшифровка
Протокол № _______ от
«___»____________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ Д.Р.Фахрутдинова
«___»____________2015 г. «Утверждено»
Директор школы
__________ М.М.ВалеевПриказ №_______

«___»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ в 4А КЛАССЕ
МИНГАЛЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ,
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«МАМАДЫШСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол №________от
«____» ________ 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи изучения учебного предмета
В процессе освоения программного материала по изобразительному искусству за 4 класс, предусматривается реализация следующих целей и задач.
Цели: Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Задачи:
Развивать умение анализировать объект изображения(определять форму, цвет и величину составных частей);
Развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;передавать в рисунке строение предмета, форму,пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов,передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате,используя осевые линии;располагать узор симметрично,заполняя середину,углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах)в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента;подбирать гармоническое сочетание цветов.
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;учить правильно располагать изображения на листе бумаги,объединяя их общим замыслом.
Краткая характеристика сформированных знаний, общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года
На начало учебного года в соответствии с требованиями программного материала по предмету учащиеся владеют следующими знаниями, общеучебными умениями и навыками:
-правильно располагают лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
-самостоятельно размещают изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
-ориентируются на плоскости листа бумаги и готовой геометрической форме;
-правильно распределяют величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делят лист на глаз на две и четыре равные части;
-анализируют с помощью учителя строение предмета;
-изображают от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисуют узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
-различают и называют цвета и их оттенки;
-анализируют свой рисунок с помощью учителя, отмечая в работе достоинства и недостатки.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся (выпускников по ступеням образования)
К концу усвоения программного материала за 4 класс учащиеся должны овладеть следующими знаниями, общеучебными умениями и навыками:
-правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
-использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
-передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
-подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
-пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
-анализировать свой рисунок и рисунок товарища ( по отдельным вопросам учителя);
-употреблять в речи слова , обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
-рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (или сведения об авторской программе) с указанием наименования, автора и года издания
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Под редакцией В.В. Воронковой 5-е изд.- М.: «Просвещение», 2008 (Раздел Изобразительное искусство И.А. Грошенкова, 4 класс.)
Число часов по предмету определено Учебным планом Мамадышской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2015-2016 учебный год, составленного на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом МО РФ № 29/2065 п. от 10.04.02 г. и составляет 1 час в неделю.
Содержание программы способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Программа учитывает особенности развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Материал помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность, полностью сохранен принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения предметом, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками с ОВЗ учебного материала предусмотрена система межпредметных связей; особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений и всей личности в целом. Содержание учебного курса по рисованию:
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование.
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы.
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Система оценки планируемых результатов.
Критерии и нормы оценок определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его способности отражать в рисунке, пластике, а также на основе проявленного интереса к каждой конкретной теме.
Знания и умения оцениваются по результатам индивидуальной  и практической работы по 5 бальной системе.
При устной проверке знаний:
При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» - отлично – ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось). Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства.
«4» - хорошо – ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам.
«3» - удовлетворительно – ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам.
«2» - неудовлетворительно – ставится, если учащийся, не обнаруживает знание по предмету.
При выполнении практических и самостоятельных работ:
«5» – отлично – задание выполнено полностью с соблюдением всех поставленных задач и соответствует эстетическим, композиционным и иным требованиям поставленными перед ребенком. Ставится, если обучающийся самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал.  Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно.  Умеет пользоваться инструментами.
«4» – хорошо – ставится, если обучающийся выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Изображение на листе расположено правильно, выполнено в целом аккуратно. Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике. Задание выполнено не в полном объеме; не точно выполнены мелкие детали практического задания;
«3» – удовлетворительно – ставится, если обучающийся не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу только с опорой на оригинал.  Работа на листе расположена не правильно, выполнена не аккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы. Задание выполнено некачественно; не точно соблюдены требования к поставленному заданию;
«2» - неудовлетворительно ставится, если обучающийся полностью не усвоил учебный материал.
Учебно-методическое обеспечение
Т.В. Галян «Я рисую цветы и пейзажи» Москва «Бао-Пресс» 2006г.
Т.В. Галян «Я рисую животных» Москва «Бао-Пресс» 2006г.
Т.В. Галян «Я рисую натюрморт» Москва «Бао-Пресс» 2006г.
И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида» Москва «Академия» 2002г.
Ю.Г. Дорожин «Простые узоры и орнаменты» Москва «Мозаика-Синтез» 2003г. С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство» (поурочные разработки) Волгоград «Учитель-АСТ» 2004г.
Ю.Ф. Катханова, А.И. Васильев «Изобразительное искусство» Москва «Владос» 2000г.
Ю.А. Межуева «Сказочная гжель» Москва «Мозаика- Синтез» 2003г.
1Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина «Дымковская игрушка» Москва «Мозаика-Синтез» 2003г.
На уроках используется наглядный, иллюстративный, демонстрационный, раздаточный дидактический материал в соответствии с тематикой предмета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
КЛАСС: 4А
УЧИТЕЛЬ: МИНГАЛЕВА С.П.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
КЛАСС ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ПО ЧЕТВЕРТЯМ ВСЕГО ЧАСОВ
I II III IV 4А 1 9 7 10 9 35
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы, группа авторов.Под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2008 год.
№ Тема урока Кол-во
часов Дата проведения урока Примечание
по плану по факту 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35 1 ЧЕТВЕРТЬ
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков на классной доске.
 Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из
растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).Рисование геометрическогоорнамента — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство», о правилах перспективного сокращения круга. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кружка, кастрюля).
   
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен), передача объема светотенью.
2 ЧЕТВЕРТЬ
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
Рисование с натуры игрушки-автобуса
Рисование с натуры игрушки-гру-
зовика (фургона).
Рисование на тему: «Городской
транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
3 ЧЕТВЕРТЬ
Декоративное рисование панно «Снежинки».
 Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
 Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал)
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор.)
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце».
Рисование на тему весеннего утра.
4 ЧЕТВЕРТЬ
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материла.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему: «Космические корабли в полёте».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы настольные, настенные, напольные).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе ) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок ,гаечный ключ)
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм цветы.
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм бабочки.
Итого 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
30.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05
27.05
35