Урок по трудовому обучению: «Изготовление по образцу подушечки — прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани»

Муниципальное образовательное учреждение
Брейтовская средняя общеобразовательная школа







Районный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России»







Урок по трудовому обучению:
«Изготовление по образцу подушечки - прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани»






Шмариной Надежды Петровны,
учителя начальных классов








с. Брейтово
2012

Уроки 42-43трудового обучения (3,4 класс, III четверть)
Раздел: Работа с текстильными материалами.
Тема: Изготовление по образцу подушечки - прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани.
Цели:
дидактические: продолжить формирование у учащихся представления о тканях, освоение приёмов выполнения простейших швов,учить кроить детали; совершенствовать навыки овладения инструментами (ножницами и иглой); продолжить работу с технологической картой, расширить словарный запас, соблюдать правила техники безопасности;
коррекционно-развивающие: корригировать внимание; корригировать и развивать память, зрительное восприятие, тактильное восприятие; корригировать и развивать мелкую моторику рук, мыслительную деятельность; корригировать и развивать связную устную речь; корригировать и развивать личностные качества учащихся (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки);
воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, навыки самостоятельной работы,трудолюбие, аккуратность.
Методы обучения: словесный – беседа, практический - тренировочные упражнения, словесно-практический – вводный инструктаж, текущий инструктаж, наглядный – учебная демонстрация.
Оборудование: образцы тканей (шерсть, шёлк, лён, хлопок); образцы швов; образец готовой прихватки, отдельные детали прихватки; технологическая карта изделия, таблицы по технике безопасности, дидактические карточки для коррекционно-развивающих упражнений.

Оборудование для учащихся: ткань, нитки, бумага в клетку.

Инструменты: ножницы, иглы, булавки, линейки, карандаши, фломастеры, мел.



Ход урока
1. Оргмомент. Организация рабочего места. Правила безопасной работы (по таблице).


2. Повторение познавательных сведений.
- С каким материалом мы работаем на уроке труда? (Тканью).
На демонстрационном столике лежат образцы тканей - шерсть, шёлк, хлопок, лён.
Упражнение на развитие восприятия. «Узнай ткань».(Приложение1)
- Рассмотрите образцы тканей. Потрогайте на ощупь. Назовите их. Подберите каждому образцу соответствующее название.
- Как вы их определили? По каким признакам?
- Расскажите об их происхождении. Какими свойствами они обладают?
- Какие вещи и предметы из них можно шить?
3. Сообщение темы урока.
Упражнение на развитие и коррекцию мышления.
«Исключение лишнего».
(Предметы: скатерть, кастрюля, полотенце, салфетка, прихватка.)
- Назови предметы. Что лишнее? Почему?
Упражнение на развитие внимания. (Приложение 2)
Кто быстрее догадается, из какого клубка связана каждая рукавичка?
(Детям выдаются фломастеры: раскрась полоску на рукавичке соответствующим цветом)).
Игра «Назови и продолжи». (Приложение 3)
- Назовите вид шва и продолжите его выполнение до конца линии по шаблону.
Выдаю ученикам по одному образцу швов (начало работы с несколькими стежками).
Упражнение «Составь пары по образцу». (Приложение 4)
- Соедините стрелками картинку с изображением инструмента или приспособления с операцией, которую они производят.
Словарная работа. «Доскажи». (Приложение5)
- Место, где соединяют края деталей из ткани или их частей, называется(шов).
- Кусочек нитки между двумя проколами(стежок).
- Шаблон из тонкой бумаги.(выкройка).
- Вырезанные детали(крой).
Беседа по ознакомлению с изделием. (Показываю образец).

- Для чего нужна прихватка?
Прихватка – нужный предмет в домашнем хозяйстве, на кухне, она предохраняет руки от ожогов, когда нужно взять горячую сковородку, кастрюлю. Хорошо иметь прихватку в каждой семье, да не одну, а несколько. Эти изделия можно подарить близким, друзьям к праздникам.
- Какой праздник отмечают в начале марта? 8 марта – Женский день.
- И вашим мамам, бабушкам будет приятно получить в подарок от вас такую полезную вещь.

4. Ориентировка в задании.
Сравнение салфетки и прихватки.
- Мы будем шить прихватку. (Показываю образец прихватки).
- На какое изделие из ткани похожа прихватка? ( Показываю образец салфетки).
- Найдите сходства, различия.
Анализ образца.
- Назовите предмет. (Прихватка)
- Из какого материала сшита прихватка? (Из ткани). – Какой формы? (Квадратной).
- Из чего состоит прихватка? (Представляю для анализа прихватку полуфабрикат).
- Из 2-х деталей из плотной ткани, детали для прокладки, петельки, ниток, которыми все детали соединены.
5. Планирование работы. (Приложение 6)
- Мы будем шить прихватку по плану.
- Внимательно прочитайте весь план.
- Что выполним сначала? Потом?
Ученики располагают пункты плана в нужной последовательности.
6. Физкультурная пауза.
7. Практическая работа. Выполнение работы по технологической карте.
Повторение правил техники безопасности.
Правила обращения с иглами.
1. Не бросай иглы.
2. Не втыкай их в свою одежду.
3. Ни в коем случае не бери их в рот.
4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы.
5. Обязательно найди недостающие иглы.
6. Не применяй иглы вместо булавок!
Технологическая карта.
Изготовление выкройки из бумаги

Разметка и раскрой ткани

- ткань сложим в 2 слоя лицевыми сторонами внутрь; можно взять и два разных куска;
- сверху к ткани приколем булавками выкройку (сразу к двум слоям!); от выкройки до краёв ткани должно быть расстояние около 15 мм;
- обведём выкройку карандашом: одну линию наметим точно по краю, вторую – на расстоянии 10 мм от первой; так мы обозначили припуск ткани.
Разметка и раскрой прокладки

- Выкройку прихватки приколем к материалу, который мы взяли для вкладыша. Обведём её точно по краю и вырежем по намеченной линии.
Подумай и ответь: Почему на прокладке не нужен припуск?
Сборка изделия

- сколем булавками подготовленные детали из ткани лицевыми сторонами внутрь, сметаем их с трёх сторон швом «вперёд иголкой»;
- прошьём швом «назад иголкой» по линии разметки (отступая от края на 10 мм) с трёх сторон, а четвёртую сторону не зашиваем;
- вывернем изделие на лицевую сторону, расправим;
- вставим внутрь полученного «мешочка» вкладыш;

- подвернём незашитую сторону внутрь и прошьём её близко к краю аккуратными стежками – «вперёд иголкой» или «через край»; к одному из уголков пришьём петельку из тесьмы.
Оформление изделия


8. Физкультурная пауза.
9. Отчёт о проделанной работе.
- Что мы шили? – Как шили прихватку? (Повторение плана работы по технологической карте).
10. Оценка качества изделия.
Оценивание учителем. (Например: Прихватки получились красивыми, оригинальными с хорошим качеством всех операций. Они будут отличным подарком мамам, бабушкам на 8 Марта).
- Сравните свою работу с образцом.
- Что получилось? – Что не получилось?
11. Итог уроков.
- Что понравилось на уроках, что больше всего запомнилось, каким практическим навыкам научились?
-Для чего нам нужны прихватки?
Уборка рабочих мест.


Приложение 1
























Приложение 2























Приложение 3
Шаблон для отработки шва «вперёд иголку»





Шаблон для отработки шва «назад иголку»





Шаблон для отработки шва «косой стежок»







Приложение 4
Составь пары по образцу

Приложение 5
Словарная работа























Приложение 6
























Самоанализ урока трудового обучения в 3, 4 классе VIII вида по теме «Изготовление по образцу подушечки прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани».
Шмариной Н.П.
1.Урок проведен в 3, 4 классе VIII вида, где обучаются дети с ОВЗ.
На уроке осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход.
2.Цели:
дидактические:продолжить формирование у учащихся представления о тканях, освоение приёмов выполнения простейших швов, учить кроить детали; совершенствовать навыки овладения инструментами (ножницами и иглой); продолжить работу с технологической картой, расширить словарный запас, соблюдать правила техники безопасности;
коррекционно-развивающие: корригировать внимание; корригировать и развивать память, зрительное восприятие, тактильное восприятие; корригировать и развивать мелкую моторику рук, мыслительную деятельность; корригировать и развивать связную устную речь; корригировать и развивать личностные качества учащихся (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки);
воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, навыки самостоятельной работы, трудолюбие, аккуратность.
Урок по теме - работа с текстильными материалами 3й по счёту по данной теме. Тип урока комбинированный.
3.Урок проведён с соблюдением последовательности этапов.
1.Оргмомент. На данном этапе использован метод ИКТ. (Организация рабочего места и правила безопасной работы).
2.Повторение познавательных сведений. На данном этапе проведено упражнение «Узнай ткань», направленное на развитие тактильного восприятия детей. Ребята на ощупь определили ткань, вспомнили происхождение и свойства тканей в ходе фронтального опроса.Были использованы карточки с названием тканей. Была решена дидактическая задача- продолжить формирование у учащихся представления о тканях.
3.Сообщение темы урока. Для того чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы были проведены упражнения на развитие и коррекцию мышления «Исключение лишнего», на развитие внимания «Из какого клубка связана рукавичка?». Данные упражнения направлены на решение коррекционно-развивающих задач. Игра «Назови и продолжи» -на освоение приёмов выполнения простейших швов. Упражнение «Составь пары по образцу» - повторение необходимого оборудования, материалов и приспособлений для шитья и операций, которую они производят. Использовались дидактические карточки. Была проведена словарная работа в виде игры «Доскажи». На данном этапе урока использовались различные игровые технологии.
Сообщение новой темы произошло в ходе беседы.(словесный метод обучения).
4.Ориентировка в задании. Использовалась наглядная демонстрация образца изделия, при анализе образца проводился фронтальныйопрос.
5.Планирование работы. Использован метод ИКТ. Дети самостоятельно (с помощью учителя) составляли план изготовления прихватки, располагая карточки плана в нужной последовательности.
6.На уроке была смена видов деятельности, реализовывался охранительный режим обучения. Проведена физкультурная пауза.
7.Практическая работа. ИКТ. Выполнение работы с помощью технологической карты. Использован метод текущего инструктажа. Дети осуществляли текущий самоконтроль в ходе работы. На данном этапе решались дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
8.Отчёт о проделанной работе. Повторение плана по технологической карте.
9.Оценка качества изделия. Итоговый контроль работ.
10. Итог урока. Были заданы вопросы(каким практическим навыкам научились?)
4.Излагаемый материал был доступным, связан с жизнью и опирался на прошлый опыт детей.
5.На уроке осуществлены межпредметные связи.
- С математикой. Вычерчивание квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
С развитием устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов.
6. Поставленные цели были достигнуты. ( Что удалось, что не удалось и почему?)




лён

шёлк

шерсть

хлопок

фланель

Глажение

Проведение линий и перевод рисунка

Сшивание деталей

Скалывание ткани

Защита пальцев
от уколов

Разрезание
ткани и ниток

Закрепление натянутой ткани

стежок

шов

выкройка

крой

Изготовить выкройку из бумаги

Разметить ткань по выкройке

Раскроить ткань

Разметить и раскроить вкладыш

Сметать детали из ткани

Вставить вкладыш

Зашить открытую сторону

Пришить петельку



Рисунок 1Picture 9Picture 6Picture 515