конспект урока по ОРКСЭ Золотое правило этики 4 класс

Этапы урока
Хроно-метраж
№ слайда презентации, раздаточный материал
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УДД

Стадия вызова

Организационный момент




2 мин
Слайд 2
-Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели.
-Посмотрите вокруг: у нас в классе стало светлее. Это от того что, когда вы улыбаетесь, у вас добрые и счастливые лица.
-Мы с вами готовы к новым знаниям на уроке светской этики.


Личная мотивация на урок, проверка своей готовности.



Выявление восприятия. Мотивация


Смысловая стадия

Актуализация знаний

5 мин
Макет дерева с яблоками


























Слайд 3

Слайд 4


-Какое красивое деревце стоит перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались?

-И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках.
-Я предлагаю вам сорвать плод, назвав одно из нравственных правил.







Выход на проблему урока
- Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека.
-Но ответьте, почему остался еще один «плод»?

- Обратите внимание, чем отличается он от остальных?
- Как будет звучать тема урока?

- Что вы хотели бы узнать по теме урока?



- Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить.


Работа с макетом
- Дерево Этики

1. Старайся делать добро.
2. Бойся обидеть человека.
3.Люби и прощай людей.
4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.
5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.
6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.
7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.
8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.
9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей.
10. Будь милосердным к людям.




- Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали.

- По цвету, по размеру.

- Золотое правило нравственности.

- Как звучит «золотое правило нравственности»?
- Почему это правило называют «золотым»?
- Как надо применять его в жизни?
Личностные действия
Познавательные


























Личностные действия-смыслообразо-вание, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Физкультминутка

3 мин

Игра «Комплименты»



Изучение нового материала

20 мин
Слайд





Слайд 5


















Слайд 6

















































Слайд 8






Слайд 9









Слайд 10







Слайд 11










Слайд 12

Слайд 13












- Работать будем по группам.
Посоветуйтесь, кто от лица каждой команды будет отвечать на вопросы, тот и наденет шапки Мудрецов.
Задание №1.
1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот»

-Дайте оценку поведения Крошки Енота.
-Отвечают Мудрецы каждой команды


- Оцените совет обезьяны.



-Какой вывод можно сделать?


2. Вспомните, чем закончилась история?

Посмотрим.
-Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение
-Сформулируем правило:



Организация работы с печатными ситуационными текстами и постановкой проблемных заданий
Задание №2
- Рассмотрим на примерах художественных произведений, как отражается это правило.
Откройте конверт №1, прочитайте рассказ (приложение), оцените поведение героев.
-Отвечают Мудрецы первой команды.

– Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды осталась без конфет и печенья?

- Отвечают мудрецы второй команды.
- В каких словах рассказа «Мальчик и зеркало» заключается главная мысль.

- У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить. Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное
время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков.
Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Задание №3
Прочитайте и обсудите в группе тексты в конверте №2(приложение).
-Прочитаем тексты вслух.
Текст №1
Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом»
Текст №2
« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и
спросил:
«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться
всю жизнь?»
Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того
не делай другим».
Текст №3
« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало:
«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Текст №4
«Молодой еврейский юноша попросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о сути иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на
одной ноге и не утомившись.
И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»


-Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране.
-Какой сделаем вывод?

-Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является
- учением одного из философов,
-мудростью одного из народов мира,
-общим для людей разных религий и культур.

-Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым»?


Подготовка к учебному просмотру фрагмента мультипликационного фильма










- Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду.
- Она дала неверный совет, потому что сама не знала, как поступать в такой ситуации.

- Плохой поступок порождает ответный плохой поступок.

- Мама посоветовала Крошке Еноту улыбнуться тому, кто сидит в пруду.


Работа над формулировкой «Золотого Правила Нравственности»

- Если хочешь, чтобы тебе делали добро, то и сам относись к людям по-доброму.
Работа в группах, поиск решений, предложение вариантов.










- Когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.





- И добро и зло наше возвращаются к нам же.























Отработка навыка чтения вслух, работа по группам.




































- В этих всех высказываниях заключена общая мысль


Первичная систематизация знаний с выбором ответа.



- Общим для людей разных религий и культур.

- Это правило самое главное, т.к оно общее для людей разных религий и культур.


Познавательные УД
Коммуникативные УД
Личностные УД


Закрепление

11 мин






Слайд 14






Слайд 15



























Слайд 16
- Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации.
Рассмотрим некоторые из них.
Задание №4
- работа и иллюстрациями на слайдах Обсудите в группах ситуацию.
- Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию?


- Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации.

- Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку.
- Вас когда – либо обижали?

-Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком.
-Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека.
-Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза.
-Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе.

Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим.
- А как применять золотое правило в жизни?
- Проверьте себя по учебнику (стр. 43 последний абзац)
-Составим алгоритм применения этого правила в жизни.

- Послушаем стихотворение «Не стой в стороне равнодушно»









- Люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость.

- Дети обижают девочку не похожую на них (другой расы)



- Да.

- Да.










Рефлексия




Дети высказывают свои предположения.






Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда
И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря!
Познавательные УД
Коммуникативные УД
Личностные УД


Рефлексия



2 мин
Слайд 17
- Вот и подходит к концу наш урок.
- Обобщим наши знания.
- На уроке я узнал
- На уроке я понял
Самооценка

Домашняя деятельность



2 мин

Учебник стр. 43, вопросы и задания.








Приложение 1
Сладость для сердца

В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
– Что это у тебя хрустит, доченька?
– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.
На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.
Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.
– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.
– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.
Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.
После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.











Мальчик и зеркало

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же.
(По книге «Классическая басня».)















Приложение 2



Текст №1
Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Буд-да – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом»
Текст №2
« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил:
«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»
Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Текст №3
« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Текст №4
«Молодой еврейский юноша попросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о сути иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
15