Конспект урока по ОПК на тему Золотое правило этики (4 класс)


ОПК
4 класс
Тема «Золотое правило этики»
Цель урока:
Формирование у школьников мотива к нравственному поступку, к осознанному выбору жить по совести, понимания самой жизни, как бесценного дара через знакомство с золотым правилом этики.
Задачи урока:
Познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.
Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:  репродукция картины   «Христос и грешница», портрет Серафима Саровского, диск с аудиозаписью, раздаточный материал, Детская библия.
Ход урока
I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Мы скорей начнём урок.
- Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг, улыбнитесь друг другу. Проведем игру «Импульс». Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на выражение глаз. Из них льётся  доброта. Когда мы видим в глазах лучики добра, нам легко, радостно, спокойно  и комфортно. Мы ничего не боимся.
Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. Я желаю, чтобы наш урок прошёл для вас интересно.
II. Актуализация опорных знаний.
Слушание стихотворения
1 ученик:
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2 ученик:
Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3 ученик:
Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4 ученик:
Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5 ученик:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Задание «Продолжи предложение»
- Ребята, о чём говорится в стихотворении?
- Продолжите предложения
Зло порождает …
Добро порождает…
От зла добра …
Добро всегда побеждает…
3. Повторение заповедей
- Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)
- Какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)
- Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?
4. Работа в парах. 
Выбрать верный ответ.
Заповеди даны человеку для того, чтобы:
● у человека жизнь стала сложнее, потому что соблюдать правила всегда сложно;
● у человека жизнь  стала материально стабильной. Человек заповеди соблюдает – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
●  у человека жизнь  стала лучше, потому что, соблюдая правила человек  ближе к Богу и  поступки его делаются более нравственными.
Выбрать тот поступок, который можно назвать милосердным:
            ● не обращать внимания на чужие горести и  беды;
            ● необходимо помогать людям, которые нуждаются в этом;
            ● необходимо помогать людям,  чтобы получить награду.
Подведение итогов общешкольной Акции милосердия.
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы попробуем с вами объединить все эти заповеди в одно правило.
На уроке мы узнаем
Золотое правило этики
Что такое неосуждениеIV .Работа над новым материалом
1. Объяснение нового материала.
- Перед вами (на карточках) несколько словосочетаний Какое из них «лишнее»? Объясняется значение каждого словосочетания.
• Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)
• золотое сердце (доброе сердце)
• золотое кольцо (изготовлено из золота)
• золотое правило (главное, самое важное)
(Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные - в переносном).
- А что значит выражение "золотое правило"?
Золотое правило – ценное правило
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
(Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).
- Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
- Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики».
В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей, значит слово "этика" ?
Инсценировка басни
Золотое правило этики.
(По книге «Классическая басня».)
       «Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.       Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.     Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»– Я.– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
   -  Прокомментируете слова матери в этой басне?
Слушание стихотворения
Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
- Что такое бумеранг?
Бумеранг - боевое и охотничье оружие. Бумеранг широко известен в силу своего свойства - возвращаться назад, к месту, с которого был произведён бросок.
Д.: Эффект «бумеранга». Чем больше сделаешь добра в жизни, тем больше положительного доброго вернуть тебе люди.
4 .Пояснение Золотого правила
Иисус сказал : «И так, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Работа с репродукцией Христос и грешница».     - Память о своих ошибках и недостатках, помогает защитить себя от осуждения окружающих.  
Однажды, к Христу люди привели женщину, которую должны были казнить по законам того времени. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил».  И тогда люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. Все тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)
- Рассмотрите картину.
-Как поступил Христос?  Как он защитил женщину?
5. Чтение учащимися слова Христа из Евангелия
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою  мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
6.Рассказ учителя об осуждении и неосуждении- Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого  человека есть сильные стороны и слабые. Неудачник может оказаться добрым гением в дальнейшем. Разве не бывает так в спорте?  Например, спортсмен-биатлонист проигрывает одно соревнование, а другое выигрывает.
      Разве человек, совершивший один отрицательный поступок, далее  не может совершать положительные поступки? Даже школьный хулиган может стать героем.
      Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.  Нельзя по одному поступку клеймить человека. Плохой отрицательный поступок исправить можно.
- В православии  есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех»
- Быть грешником. Что это значит?
- Давайте  научимся  прощать друг друга.
7.Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском. 
- Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский.     Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.  
- Почему так поступил Серафим Саровский?
V. Итог урока
- Какое правило называют золотым правилом этики?
Песня. «Твори добро»
Руки твои сильные -Ты защити слабого.Мысли твои верные -Ты научи глупого.Глаза твои, твоя душаДобрая и чистая.Дари её тому,Кому больно одному.
Твори добро на всей Земле,Твори добро другим во благоНе за красивое "спасибо"Услышавшего тебя рядом.Твори добро на всей Земле,Твори добро другим во благоНе за красивое "спасибо"Услышавшего тебя рядом.Я долечу до неба,
Я накричусь досыта,Я расскажу все тайны дняДосветла.Я долечу до неба,Я накричусь досыта,Я расскажу все тайны дняДосветла.
Твори добро на всей Земле,Твори добро другим во благоНе за красивое "спасибо"Услышавшего тебя рядом.Твори добро на всей Земле,Твори добро другим во благоНе за красивое "спасибо"Услышавшего тебя рядом.Твори доброНа всей Земле,Твори доброДругим во благоНе за красивое"Спасибо"УслышавшегоТебя рядом...
Твори добро- пусть не поймут...Дари добро - пусть не вернётся!Посей добро и там, и тут...Пусть каждого оно коснётся!Твори добро не для чего-то...А от сердечной чистоты!И если злом отплатит кто-то...Пред БОГОМ чист не он - а ты.
Твори добро на всей Земле,Твори добро другим во благоНе за красивое "спасибо"Услышавшего тебя рядом.Твори добро на всей Земле,Твори добро другим во благоНе за красивое "спасибо"Услышавшего тебя рядом!
- Пусть всегда и ваши сердца, и души будут открыты для добрых дел.