Конспект урока по основам светской этики Золотое правило нравственности (4 класс)


Конспект урока по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики» в 4 классе
Тема урока: «Золотое правило нравственности»
Метапредметная тема: «Мнение и знание»
Цель урока – достичь образовательных результатов
Личностный результат – продолжить знакомство с моральными нормами, ориентируя учащихся на их выполнение;учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметный результат –формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметный результат – организовать знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали;
Задача урока – способствовать усвоению понятия «Золотое правило нравственности»,как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Средства обучения – презентация; видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот»); иллюстрации; рассказ В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»; дидактический материал: разрезанные пословицы.Формы и методы изложения нового учебного материала:
Подводящий диалог.
Решение проблемных вопросов.
Работа в группах по выведению золотого правила этики:
работа с текстовым материалом.
работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
моделирование.
Метод рефлексии.Критерии определения уровня внимания и интереса обучащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.
Список информационных источников:
-учебное пособие «Основы светскойэтики» - М.: Просвещение, 2012.
-wikikurgan.orbitel.ru
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя УДД
I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
-Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели.
-Мы с вами готовы к новым знаниям на уроке светской этики.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Во-первых, на уроке присутствуют гости, а во-вторых, мы сегодня будем работать с такими категориями, понятиями, как мнение и знание
Чем знание отличается от мнения? Как определить является ли суждение поверхностным мнением или обоснованным знанием?
Знание –результаты познания, научные сведения, информация
Мнение – суждение, выражающее оценку кого-либо или чего-либо, отношение кому-либо или чему-либо.
Являются ли правила знанием?
Какие правила вы знаете?
На доске три слова – брошь, монета, правило – подберите прилагательное, которое может объединить эти слова.
Какое словосочетание здесь лишнее?
Это ваше мнение или знание? Как мы можем мнение превратить в знание? Организационный момент. Настрой на урок.
выявление восприятия. Мотивация
(золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном смысле)
II этап – целеполаганиеформулирование учащимися целей занятия Как вы считаете какое отношение имеет выражение «Золотое правило» к нашему уроку?
Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».
- Что вы хотели бы узнать по теме урока?
-1.Как звучит «золотое правило нравственности»?
-2.Почему это правило называют «золотым»?
- 3. Как надо применять его в жизни ?Личностные действия-смыслообразование, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Исследовательская работа.
.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот»
-Дайте оценку поведения Крошки Енота.
Плохой поступок порождает ответный плохой поступок.
2. Чем закончилась история? Посмотрим.
(Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку).
-Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение…
-Сформулируем правило:
Это наше мнение, попробуем его доказать, чтоб оно превратилось в знание.
Работа по рядам (приложение №1)
- Рассмотрим на примерах художественных произведений как отражается это правило.
1 ряд прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в парах поступки героев.
2 ряд-читает рассказ «Сладость сердца
3 ряд читает рассказ «Зеркальная комната».
- У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить.
Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разноевремя, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков.
Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. (приложение №2)
-Прочитайте изречения мудрецов и философов.
-Какой сделаем вывод?
-Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является
- учением одного из философов,
-мудростью одного из народов мира,
-общим для людей разных религий и культур.
-Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым».
Мы можем сказать, что наше мнение переросло в знание, мы это доказали при помощи художественных текстов и исторических источников.
Правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
-Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации.
Рассмотрим некоторые из них.
-Кто готов прокомментировать 1 иллюстрацию?
-Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации.
- Вас когда – либо обижали?
-Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком.
-Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза. Поднимите руку, кто не хочет такого отношения к себе.
Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим.
-Итак, посмотрим, какой порядок действий (алгоритм) у нас получается.
Алгоритм.
1.Попытаюсь встать на место другого человека.
2.Хочу ли я, чтобы со мной так же поступили?
3.Если не хочу, значит так поступать нельзя.
-Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе
Откроем учебник стр. 42 и запишем правило. Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы жить по этому правилу?
Физминутка:
- Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы встаете, если отрицательное – топаете.
Смелость, честность, терпимость, зависть, щедрость, злоба, грубость, милосердие, отзывчивость, доброта Познавательные УД
Коммуникативные УД
Личностные УД
Записывают правило
отвечают
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»?
1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
2.Как аукнется, так и откликнется.
3. Не рой яму другому- сам в нее попадешь.
4. Чего сам не любишь, того другому не желай.
5.Человек живет век, а его дела –два.
Вот и подходит к концу наш урок.
- Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы?
Какими способами мы доказывали наше правило, наше знание?
-поиск информации из художественного текста
-сравнивание высказываний мудрецов
-алгоритм Складывают разрезанные пословицы
Рефлексия –осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал На уроке я узнал, научился… , было интересно…
было трудно…, я понял, что…, теперь я могу…
я научился…, у меня получилось …,я попробую…
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда
И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря!
Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. самооценка
Выбирают сердечки разного цвета
Приложение №1
Три товарища Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.- Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь!
Сладость для сердца
В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала. – Что это у тебя хрустит, доченька? – Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила. – А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама. – Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна. На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья. – А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна. – Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела. Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила. Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться. После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.
Зеркальная комната
Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз абсолютно случайно забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы, войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы.
Приложение №2
Текст №1 - Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Текст №2- « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил:«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, тог не делай другим».
Текст №3- « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Текст №4- «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о сути иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».