Классный час по ПДД на тему Законы улиц и дорог


В результате проведения данного классного часа ученики должны
знать/понимать:
Где должны ходить пешеходы.
Почему нельзя ходить на проезжей части и играть на тротуаре и обочине.
Части улиц и дорог.
Как надо переходить улицу.
Для чего служит пешеходная дорожка.
Правила, которые должны соблюдать водители.
Уметь:
Применять на практике полученные знания.
ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: «Законы улиц и дорог».
5 класс
ЦЕЛИ:
1. Образовательные: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.
2. Развивающие: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение.
3. Воспитательные: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и рисунки по ПДД, презентация, листочки-тесты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день, всем!
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.
II. Вступительное слово учителя

Каждый день газеты, радио и телевидение приносят сообщения об очередной аварии: сталкиваются автомобили, пешеходы попадают под колеса транспорта. Эти и многие другие аварии, происходящие на дорогах, называют дорожно-транспортными происшествиями. Мы привыкли к обилию машин на дорогах и считаем их частью нашей жизни, иногда забывая об опасностях, которые с ними связаны.
Ежегодно на дорогах планеты в ДТП погибает около миллиона человек, 20 миллионов получают травмы. В нашей стране каждый год регистрируется почти 200 тысяч ДТП, в которых погибает более 35 тысяч человек и 190 тысяч получают различные травмы. ДТП является одной из основных причин смертности среди детей и молодежи.
Кто поможет человеку, оказавшемуся на улице современного города или поселка, где бурлит движение и машин больше, чем людей?
Прежде всего  - он сам!
В школе на уроках ОБЖ и классных часах вы изучаете Правила дорожного движения – основной закон улиц и дорог, который касается и детей  и взрослых, и водителей  и пешеходов. Каждый из вас обязан их знать и выполнять, то есть двигаться так, чтобы не создавать опасностей или помех для движения других.
III. Знакомство с приглашенными.
Учитель:
- У нас в гостях сегодня полицейский Дядя Степа (заранее подготовленный ученик-старшеклассник) и агитбригада ЮИД «Светофор»(7 класс). Им слово.
1 ученик:
Кто не знает дядю Стёпу?Дядя Стёпа всем знаком!
Он отличный полицейский, Был когда-то моряком.
2 ученик:
Он дежурит на дорогах,У заставы Ильича.Дядя Степа при погонах - С автоматом у плеча!
3 ученик:
Он шагает по районуОт двора и до двора. Знают все: Степан СтепановПолицейский старшина.
Дядя Степа:
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня я покажу и расскажу, как знаками регулируется движение транспорта и пешеходов, вы узнаете, какие случае происходили в моей практике и как избежать подобных примеров. Помогать мне будут ученики, состоящие в ЮИД. Это название организации – юный инспектор движения.
IV. Игра «Дорожная азбука».
В начале занятия мы с вами поиграем в игру «Дорожная азбука».
Вы должны подобрать на каждую букву алфавита слова и сочетания слов, имеющие отношения к дороге, правилам движения. Постарайтесь быстро и грамотно рассказать дорожную азбуку (агитбригада помогает). Участники поощряются сладкими призами.
Например: А – автобус, автомобиль…
Б – бензин, бордюр, бампер…С – светофор.
V. Знакомство с темой.
- Молодцы, ребята! Среди дорожной азбуки я услышал слово «светофор». А знаете ли вы, что первый светофор появился на улицах Нью-Йорка в 1920 году. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета.
    Светофор управляет движением. Повинуясь его сигналам, пешеходы могут переходить улицы и перекрестки. Сигналы светофора помогают водителям избежать аварий.
Агитбригада:
1 ученик:
Пешеходам для началаНужно знать лишь два сигнал
Красный - стой! - спокойно жди,А зеленый – проходи!
2 ученик:
Для машин закон таков:Три сигнала - путь готов.И водитель должен знать:Можно ль ехать, иль стоять.
3 ученик:
Красный свет - запрет движенью,Желтый свет - к приготовленью,А зеленый свет горит -Проезжайте, путь открыт!
Дядя Степа:
- Был со мною случай…
Возле площади затор -Поломался светофор:Загорелся жёлтый свет,А зелёного всё нет...
Сто машин стоят, гудят,С места тронуться хотят.Три, четыре, пять минутИм проезда не дают.
Агитбригада:
Исполняется песня-переделка «А все бегут, бегут, бегут, бегут…»
Был час пик, бежали все куда-то,Вдруг застыл, задумался вдруг желтый свет, вдруг желтый свет.Час прошёл, но всё горит тот желтый,И никто не понял, что случилось с ним, случилось с ним.Но почему, почему, почему,Вдруг светофор сломался?А потому, потому, потому, Что совсем надорвался.В мельканье дней, скоростей и огнейОн так и не включился.Кто же поможет тут мне и тебе,Чтобы наш путь открылся.
Припев:А все бегут, бегут, бегут, бегут.Бегут, бегут, бегут, бегут.Бегут, бегут, бегут, -А он не светит!А все бегут, бегут, бегут, бегут.Бегут, бегут, бегут, бегут.Бегут, бегут, бегут -Он не горит!
1 ученик: Рассуждать Степан не стал -Жезлом путь он указал. Восстановлено движенье, Нет - заторам, столкновеньям!
2 ученик:
Дядя Степа всем поможет,
Лишь движением руки
Остановит он прохожих,
И пройдут грузовики.
3 ученик: Нам ребята рассказали,Что Степана с этих порМалыши в Москве прозвали:Дядя Стёпа - Светофор.
VI. Конкурс «Сигналы регулировщика».
Дядя Степа:
- Ребята, если нет светофора или он временно не исправен, то можно прибегнуть к помощи регулировщика дорожного движения.
На макете перекрестка Дядя Степа моделирует дорожную ситуацию, устанавливает фигурку регулировщика, подающего сигналы участникам дорожного движения (рисунок). Приглашаются участники. С помощью фигур пешехода, автомобилиста, велосипедиста, изображающих участников дорожного движения на макете, они должны выполнить действие в соответствии с сигналом регулировщика. За правильно выполненное действие участник получает сладкий приз.
VII. Повторение.
Дядя Степа:
- А теперь, ребята, скажите, какие знаки главные для нас, пешеходов? Ответы учащихся (знаки перехода).

(Звучит запись шумной улицы).
- Давайте вспомним правила безопасного перехода через дорогу.
Отряд ЮИД поет песню на мелодию из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все».

Хорошо, что есть на свете переход,
По нему спокойно ходит пешеход,
Даже если он несется,
Он зеленый свет дождется,
Потому что хочет жить еще он – ДА!
- Сформулируйте правила по фотографиям и рисункам.
Правило 1 - переходить улицу надо на зеленый сигнал светофора.
Правило 2 - переходить улицу только по пешеходному переходу-«3ебре».
Правило 3 - переходить улицу лучше по подземному переходу, если он есть.
Правило 4 - нельзя выбегать на дорогу, надо переходить спокойно.
Правило 5 - переходя улицу, сначала надо посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.
Дядя Степа:
- Вспоминаю:
1 ученик:
Напрямик быстрее будет…
- Гражданин, остановись!
Пешеходный переход
Вас легко переведёт.
2 ученик:
Свет зеленый не горит,
Значит, «ждите» говорит.
- Не рискуйте понапрасну –
Будет все у вас прекрасно.
Дядя Степа:
- Мы с вами вспомнили правила перехода дорог, а сейчас поговорим об элементах дорог, поиграем.
VIII. Игра «Собери слово».
- Перед вами рассыпанные слова, соберите их. (репзояжа часть - проезжая, тоуртра - тратуар, тквюе - кювет, очбоиан – обочина. Участники поощряются сладкими призами.
IX. Ознакомление с элементами улиц и дорог.
Дядя Степа объясняет учащимся значение новых терминов.
Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.
Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.
Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.
Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и транспортные средства.
За обочинами прорыты канавы, которые называются кюветами. Они нужны для отвода воды от дороги.
X. Инсценирование.
-Ребята, скажите, можно ли играть на тротуаре или обочине? (Нет) Послушайте, какой однажды произошел случай.
1 ученик:
Это мы, это я,
Это улица моя!
2 ученик:
Наша Таня громко плачет,Раздавил КАМАЗ ей мячик.
Дядя Степа:
– Тише, Танечка, не плачь! Не играй здесь больше в мяч!
Дядя Степа поет песню-переделку «Не плачь»:
Не плачь, как хорошо,Что ты жива,А мячик твой Попрыгал вон на мостовойК себе домой.Предупрежу последний разМалыш, тебя: На тротуареТы, запомни, не играй!Дай руку мне, и другом я,Клянусь, останусь для тебяМалыш, не плачь!
3 ученик:
Дядя Стёпа смотрит прямо,Из аптечного ларька,Выбегает Тани мама, Слезы льются, как река.
4 ученик:
Слышит мама голос Тани:

Таня:
- Мама! Мама! Вот где я! –
5 ученик: Дядя Стёпа был доволен:"Жизнь девчушки спасена!"
Дядя Степа:
-Ребята, а были ли у вас случаи, когда вы нарушали правила дорожного движения специально? Осознали ли вы всю серьезность своих шалостей? Расскажите, как вы никогда не будете поступать. Звучат откровенные рассказы школьников, а поощрение – сладкий приз.
Я тоже вспоминаю историю:

1 ученик: Шёл из школы ученик -Всем известный озорник.Он хотел созорничать,Но не знал, с чего начать.
2 ученик: Лишь забавы только ради У прохожих на виду,Он к троллейбусу сзади Прицепился на ходу.

3 ученик:
Он не знал, что дядя СтёпаВидит всё издалека,Он не знал, что дядя СтёпаНе простит озорника.
4 ученик: От дверей универмагаДядя Стёпа в тот же мигСделал три огромных шагаЧерез площадь напрямик.
5 ученик: На кузнецком поворотеСнял с подножки сорванца:- Отвечайте: где живёте?Как фамилия отца?
6 ученик: С постовым такого ростаСпорить запросто не просто.

Дядя Степа:
-Действительно, ребята, есть и легкомысленные пешеходы, есть и безответственные водители.
Вот, пожалуйста, пример:
Говорит один водитель,Молодой автолюбитель:
- Я нарушил, несомненно,Парковаться здесь нельзя, Но, признаюсь откровенно, Ждут сейчас меня друзья!
Агитбригада исполняет припев песни-переделки «Комбат, батяня, комбат» в виде инсценирования.
Припев:
Комбат-батяня, батяня-комбат,
Что нет тут парковки, не знал, виноват.
Гудят газелисты, и джипы свистят,
Прости, йо, комбат, йо, комбат.
Комбат-батяня, батяня-комбат,
Что нет тут парковки, не знал, виноват.
Пойми, командир, Пойми, командир,
- Нельзя, йо, закон ведь един
За жизнь пешехода, за жизнь машиниста,
За жизнь пешехода, за жизнь машиниста,
За жизнь пешехода, за жизнь машиниста
За жизнь пешехода, за жизнь, за жизнь, за жизнь и я.
6 ученик:
Дядя Стёпа брови хмурит,Левый глаз немного щурит,Говорит: - Вот вам и штраф! Осознали, что неправ?
Дядя Степа:
-Ребята, где должен парковаться транспорт? Могут ли из-за неправильной парковки пострадать люди? (Ответы детей)
XI. Тест-итог.
Дядя Степа:
- Друзья, предлагаю вам задание: перед вами листочки с вопросами, постарайтесь ответить правильно на них. (Детям дается время на обдумывание).
ТЕСТ
1.Перед переходом дороги куда нужно посмотреть сначала, куда – потом?
2.Где можно переходить дорогу, если нет специального пешеходного перехода?
3. Какой знак запрещает движение пешеходов?
4.На очень широкой дороге вы не успели закончить переход до красного сигнала светофора. Где можно остановиться: на середине дороги, на островке безопасности, в любом месте.
5.Регулировщик стоит спиной, руки в стороны, что можно делать: стоять, бежать, идти?
6. Как можно двигаться вдоль дороги, где нет тротуара: по обочине по ходу движения или навстречу транспорту?
7.При переходе, с какой стороны обходим стоящий автобус: спереди, сзади, ждем, когда отъедет?
Дядя Степа:
- Итак, выходим на обсуждение. Неправильные ответы корректируются ребятами из ЮИД. Участники поощряются сладкими призами.
XII. Вручение удостоверений.
Дядя Степа:
- А сейчас наступил самый торжественный момент - посвящение в пешеходы.
Как проехать, как пройти,
Где налево, где направо,
Обо всем узнаешь ты
Все хором: Из дорожных Правил,
Дядя Степа:
-Всем, кто внимательно слушал и активно работал в течение классного часа, мы вручим Удостоверения пешеходов. (Вручение)
XIII.Интервью
Пятиклассники просят Дядю Степу дать интервью для школьной газеты «Ведомости».
1 пятиклассник:
Дядя Стёпа! Извините!
Дядя Степа:
- Что такое?
2 пятиклассник:
– Есть вопрос!
- Вы полиции хотите
Посвятить весь свой ресурс?
3 пятиклассник:
-Как в полицию пришли?
– Неужели вы работу
Лучше этой не нашли?
Дядя Степа: - Что ж, друзья! На вопрос отвечу я.
Я в полиции служу
Потому, что службу эту
Очень важной нахожу!
Пятиклассники хором:
Дядя Степа на посту - Значит, все у нас в ладу. Правил много надо знать, Жить по ним и соблюдать.
XIV. Заключение
Все вместе поют песню-переделку «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Ну как так получается,
Что быстро все кончается,
И вот миг расставания
Сердца наши пронзил.
Ждут знаки нас дорожные
И перекрестки сложные,
Но как же это здорово,
Что все мы собрались.
Пусть небо будет светлым,
Ну а мечта заветной:
Водитель нерадивый
Исчезнет пусть совсем.
Вы будьте обязательно
На улицах внимательны,
И «Светофор» негаснущий
Привет пришлет вам всем.
Дядя Степа:
Будем вместе, друзья,
Ведь мечта у нас одна:
Без аварий на дорогах
Будет ездить вся страна.
(Звучат звуки переполненной транспортом улицы. Все уходят)