план работы по самообразованию учителя


Личный план
самообразования учителя биологии
Лукьяновой Ольги Александровны
Метод обучения - это не только
инструмент учителя,
но и по словам А.С. Макаренко,
«инструмент прикосновения к личности ученика».
Тема самообразования.
Внедрение активных форм и методов обучения и воспитания с целью повышения образованности учащихся, а значит и качества образования.
Работа над темой начата в сентябре 2011 года, срок окончания – 2016 год.
Что мы понимаем под образованностью человека? Образованность – это внутреннее свойство человека, которое:
- развивается под влиянием внутренних внешних, объективных и субъективных факторов;
- характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им мировой культуры, общечеловеческого опыта.
Особая роль в формировании образованности принадлежит образовательной деятельности, в процессе которой человек меняется сам и оказывается способным к решению сложных жизненных задач. Основой требований государства к образованности каждого ученика является образовательный стандарт. Образованность учащихся, как мне кажется – один из показателей качества образования. Считаю что, работая над повышением образованности учащихся, я работаю над повышением качества образования через внедрение активных методов обучения и воспитания.
Для повышения уровня образованности учащихся используются универсальные методы:
1) постановка проблемы;
2) формирование цели;
3) конкретизация цели в задачах;
4) самоконтроль;
5) самооценка.
Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе. Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.
Работая над повышением образованности учащихся, необходимо развивать у них способность решать жизненные задачи.
Цели: побуждать учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом; сформировать умения добывать знания и применять их на практике, развивать творческие способности, приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Задачи.
- Предоставить учащимся как можно больше средств для достижения ими высокого уровня образованности .На ступени начального образования учащиеся должны:
- осваивать новую социальную роль ученика;
- овладевать учебно-познавательной деятельностью;
- вступать в новые социальные отношения со сверстниками по классу, с учителями, с окружающей школьной средой.
На ступени основного образования:
- не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта;
- не только осваивать роль ученика, но и осмысливать свою «Я – концепцию»;
- не только вступать в отношения с товарищами по классу и учителями, но и обогащать свой опыт социального взаимодействия;
- не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем.
Учащиеся, перешедшие из основной школы в среднюю, решают свои задачи:
- определяются в направлениях и профилях своей образовательной деятельности;
- осваивают новые социальные связи;
- на основе самопознания и самооценки определяются личностно.
Предполагаемый результат:
Учащиеся «открывают» для себя новые знания.
Постигают теоретические особенности отдельных предметов.
Учащиеся, определяя свой уровень образованности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средства их достижения.
Этапы работы
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Прогностический 1. Определение значимости темы.
2. Определение целей и задач данной темы. 2011-2012 Выступление на заседаниях РМО и ШМО учителей химии, биологии, экологии по данной теме.
Теоретический 1. Изучение литературы.
2. Знакомство с опытом работы учителей по данной теме. 2012-2013 Курсы повышения .Подписка на методические журналы: «Биология в школе», «Первое сентября. Биология».
Изучение литературы:
Практический 1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.
2013-2015 Выступление на заседании ШМО по теме « Активные формы и методы обучения на уроках биологии».
Проведение открытых уроков на школьном и муниципальном уровнях.
Участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и Всероссийского уровней, конкурсах, фестивалях, конференциях.
Проекты учащихся по темам:
«Определение качества воды городского пруда»;
«Влияние опасных экологических факторов на здоровье человека»
Обобщающий 1. Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
2. Оформление результатов работы. 2015-2016 Выступление на заседаниях ШМО и РМО учителей химии, биологии.
Результативность участия в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, чемпионатах.
Консультативная помощь учителям в использовании активных методов обучения на уроках