Индивидуальный план работы по самообразованию Сенсорная комната как одно из средств коррекционно — развивающей работы в детском саду


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Педагога-психолога Бытотовой А.Н.
«Сенсорная комната, как одно из средств коррекционно - развивающей работы в детском саду».
2016-2017гг.
I. Аналитический раздел
Тема: «Сенсорная комната, как одно из средств коррекционно - развивающей работы в детском саду».
Цель: развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с помощью сенсорной комнаты.
Задачи:
Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
Давать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
Развить познавательную сферу дошкольников (мышление, память, внимание).
Актуальность: С помощью сенсорной комнаты, можно развить сенсорные ощущения и на их основе восприятия в целом. Также хорошо известно, что в основе развития эмоциональной сферы лежит развитие всех форм чувствительности. Не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Занятия и релаксация в сенсорной комнате развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность. Анализируя результаты многолетних исследований эмоционально-волевой сферы воспитанников, психологи пришли к выводу, что около 30% детей нуждаются в психологической поддержке, эмоциональной защищенности. Одним из способов решения данной проблемы я считаю в использовании возможностей сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, так как на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, снятию мышечных зажимов. Дошкольники учатся разбираться в своих эмоциях и учатся правильному общению друг с другом.
II Методологический раздел.Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — работа в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами. Маленькому ребенку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить все, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.
Сенсорное развитие ребенка - это обучение его восприятию внешних свойств предметов: их цвета, формы, размера, структуры, запаха, вкуса.
Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, ведь источником знаний дошкольника является чувственный опыт, любой предмет ему нужно осмотреть, потрогать и попробовать на вкус. А значит, мы и должны ему в этом помочь с помощью обогащения окружающей среды. Чем совершеннее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается и тем успешнее проходит процесс обучения.
Изначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека, одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 70-х годов и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори в 1907 году, при ее помощи открылся первый «Дом ребенка», (как сейчас их называют центры развития ребенка), работа в котором была построена по принципам М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на серном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Не излагая подробно систему М. Монтессори, необходимо обратиться к основным ее положениям, и прежде всего, к идее космического воспитания. Эта идея наиболее созвучна современным представлениям о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающей особые условия для его взаимодействия с окружающим миром.
Параллельно с дальнейшим развитием сенсорной концепции были предприняты первые успешные попытки введения интерактивного воздействия запахами, релаксирующей музыкой, цветовыми эффектами, а также создания осязаемых тактильных ощущений у пациента. Одновременно расширялся круг пациентов: сенсорные комнаты стали активно использоваться при лечении людей с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, при комплексном восстановительном лечении детей и взрослых, а также для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие стрессовые ситуации.
Еще Л.С Выготский отмечал огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном становлении личности, отмечая, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития.
Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Существуют различные программы по психологии, например направленные на развитие эмоциональной сферы или включающие блок: «Развитие эмоций». Вот некоторые из них:
• Т. Грабенко, Т. Зинкевич - Евстигнеева, Д. Фролов "Волшебная страна внутри нас" программа эмоционально - волевого развития для детей. 2000г.
• Н.А. Кряжева "Развитие эмоционального мира детей". 1996г.
• С.В. Крюкова "Здравствуй. Я сам"! 2007г.
• С.В. Крюкова "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь".2002г.
Каждая из программ опирается на одну из известных в психологической литературе классификацию эмоций. Они направлены на развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации детей, умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние и других людей, способствуют снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения.
Ученые установили взаимосвязь между чувствами и телесными ощущениями, то есть эмоции влияют на тело человека и, наоборот, через мышцы можно влиять на чувства. Расслабляя мышцы можно ослабить мышечный панцирь, приблизиться к своим чувствам, улучшить свое здоровье.
Одним из средств достижения данных задач являются занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, способствует нормализации психического состояния человека.
В сенсорной комнате создаются условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, снятия мышечных зажимов. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.
III Практический раздел.Этапы и формы работы
№ Месяц Форма работы Результат
1 Сентябрь Мониторинг, сбор анкетных данных воспитанников детского сада. Составление конспектов занятий, психологических игр и упражнений на познавательную, эмоционально-личностной сферы.
2 Октябрь Знакомство детей ясельных групп с сенсорной комнатой. Проведение психологических игр на адаптацию. Проведение игр в группах и в сен.ком. Стабиизация эмоционального состояния детей в период адаптации.
3 Ноябрь 1. Релаксация детей старших групп в сенсорной комнате.
2. Изучение личностной сферы детей старших, подготовительных групп.
3. Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа по развитию познавательной и личностной сферы дошкольников.
Развитие познавательной сферы. Коррекция тревожности. Занятия по песочной терапии с детьми стар.и подгот.групп.
4 Декабрь 1.Индивидуальная и подгрупповая работа с младшими группами знакомство с эмоциями;
2.Изучение личностных особенностей детей старших, подготовительных групп (тест «Несуществующее животное»).
Стабилизация эмоционального фона детей. Развитие познавательной и эмоционально – личностных сфер дошкольников.
5 Январь 1.Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми сред.и стар. групп.
2.Диагностическое обследование детей младших групп, выявление проблемных категорий детей.
3. Релаксация в сенсорной комнате детей подготовительных групп.
Гармоничное развитие дошкольников, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала
6 Февраль 1.Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
2. Диагностическое обследование детей средних групп,  составление психологических характеристик для представления на ПМПк.
Разработка системы тренингов.
Изготовление памяток для педагогического коллектива, родителей.
7 Март 1.Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе. Развитие познавательной сферы. Занятия с подготовительными группами.
8 Апрель Диагностическое обследование детей подготовительных групп.
2.Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.
3.Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Создание картотеки диагностического инструментария (Организация оптимального мониторинга).
9 Май 1.Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.
2. Диагностика уровня комфортности пребывания детей в ДОУ (подг. и ст. группы).
Создание картотеки диагностического инструментария.
Занятия по песочной терапии с детьми младших групп.
Список литературы:
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.,АСТ-ПРЕСС, 1999 .
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.
4. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М., ТЦ Сфера, 2005.( Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
5.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006.
6. Кокорева А.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Психолог в детском саду 2008.
7.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении – М.: , 2006.
8.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2006.
9.Лютова Е. К., Монина Г. С. «Шпаргалка для взрослых». М., Генезис, 2000.
10.Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.