Рабочая программа по истории Донского края в 9 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
Ростовской области
________________________________________________________________________________

«Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
ШМО истории и географии

Протокол №1 от 26.08.2013
____________/Маркин В В./
Утверждена приказом
МБОУ СОШ №1
№ 287 от 02.09.2013
Директор школы
_____________/Ганеев И.И./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя Маркина В.В.




Предмет - история Донского края
Класс - 9 «А», 9 «В» классы
Образовательная область - «Обществознание»













г.Семикаракорск
2013-2014 учебный год Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по истории Донского края для 9 класса разработана на основе:
Закон РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.,
Авторская программа: Данилов А.А., Л.Г.Косулина. История России. 6-9 кл. Сборник. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. М. Просвещение.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 декабря 2012 года N 1067. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год
Учебный план МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» на 2013 - 2014 учебный год.
Положение о разработке рабочих программ МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»
«Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312)

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Целями реализации регионального компонента по истории Донского края является:
воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.
Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:

· дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

· сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

· обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;

· способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;

· помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

· пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

· развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

· развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

· создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;

· формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Региональный компонент по истории реализуется на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 9 классах введено по 1 часу для преподавания учебного предмета «История Донского края» из регионального (национально-регионального) компонента образовательного учреждения. Всего 34 часа.

Содержание учебного предмета

Принципами отбора содержания регионального компонента являются:
целостность содержания образования, органичность включения содержания регионального компонента в базовый курс истории, обеспечение преемственности между ступенями образования;
научность, достоверность;
типичность включенного регионального исторического материала;
комплексность в раскрытии исторического материала;
ориентация на практический, деятельностный, личностный подход к формированию ключевых компетенций учащихся средствами содержания образования;
сохранение альтернативности в подаче исторического материала;
аксиологическая направленность.

Содержание регионального компонента по истории Донского края

Раздел
Кол-во часов

1
Донской край в начале ХХ вв.
8

2
Становление советского Дона
11

3
Дон в годы войны и мира
9

4
Исторический переворот
6


ИТОГО
34

Раздел 1. Донской край в начале XX в - 8 часов
Хозяйственное развитие и система управления Области войска Донского в начале XX в. Донские казаки в русско-японской войне. Революция 1905-1907 гг. на Дону. Особенности расстановки политических сил на Дону. Рабочее движение, волнения крестьян. Казачество в период революции.
Развитие культуры края в начале ХХ в.
Раздел 2. Становление советского Дона- 11 часов
Участие донских казаков в Первой мировой войне. Революция 1917 г. на Дону. А.М. Каледин. Ф.М. Подтелков, М.В. Кривошлыков. Образование Донской Советской республики. П.Н. Краснов. Гражданская война на Дону: трагедия казачества, трагедия народа. Вешенское восстание. Разгром белоказачьих формирований, победа Советской власти.
Административно-территориальные преобразования в крае. НЭП, Индустриализация на Дону, строительство Ростсельмаша, «Шахтинское дело» 1928 года. Коллективизация на Дону. Репрессии.
Образование Ростовской области. Развитие образования, культуры.
Раздел 3. Дон в годы войны и мира – 9 часов
Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус – фронт. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советских солдат на Донской земле.
Участие донских казаков-эмигрантов во Второй мировой войне.
Мой город (село, станица) в годы войны. Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.
Послевоенный период (1945-1985 г.г.). Тенденции и противоречия развития. Строительство Волго-Донского канала. Создание новых индустриальных центров в Б.Калитве, Новочеркасске, Каменске, Азове, Цимлянске. Новочеркасская трагедия 1962 г.
Строительство Атоммаша и Ростовской АЭС. Замедление темпов развития народного хозяйства. Рост застойных явлений, особенности их проявления в Ростовской области. Культурное развитие области в послевоенный период.
Раздел 4. Исторический переворот – 6 часов
Перестроечный период на Дону (1985-1991 гг.). Экономическая и политическая ситуация. Трудности перехода к рыночным отношениям. Место Ростовской области в хозяйственной и культурной жизни страны.
Донской край в конце ХХ – нач. ХХI в.в (1991-2004 гг.): Проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Становление представительной и исполнительной власти на Дону. Символика Ростовской области. Политика администрации Ростовской области.
Дон многонациональный и поликонфессиональный.
Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт.
Выдающиеся земляки ХХ в. Ростов-на-Дону – центр Южного Федерального округа.
Мой город (село, станица), моя семья в истории края ХХ в.


Перспективными видами учебной деятельности для реализации регионального компонента являются: моделирование, коммуникативная и исследовательская деятельность, самостоятельная работа с источниками, работа в библиотеках, музеях, архивах, учебные «погружения» в эпоху.

Указания планируемых результатов на базовом уровне

В результате изучения региональной компонента по Истории Донского края выпускник должен:
знать/понимать

· место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;

· последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;

· даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;

· гипотезы о происхождении донского казачества;

· казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;

· участие донских казаков в основных социальных XVII-XVIII вв. в России и на Дону;

· причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;

· основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв., военное искусство казаков;
даты важнейших событий истории края ХХ в.;

· факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;

· административно-территориальные изменения на Дону, происшедшие в ХХ в.;

· основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;

· особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления и общественных движений в 1990-2000 гг.;

· символику Ростовской области: герб, флаг, гимн.
уметь

· использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;

· анализировать историческую карту, показывать на карте:
а) стоянки, поселения древнейших жителей края;
б) известные города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);
в) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;
г) территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;

· описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;

· объяснять значение основных понятий;

· приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;

· давать характеристику социально-экономического развития края в XVIII-XIX вв.;

· выделять отличительные черты реформ 1860-70-х гг. в Области Войска Донского;

· определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них

· рассказывать о событиях революций 1905-07 гг., 1917 г. и гражданской войны на Дону;

· характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;

· прослеживать тенденции и противоречия развития края в послевоенный период (1945-85 гг.);

· анализировать экономическую и политическую ситуацию в 90-ые гг.;

· описывать флаг и герб Ростовской области;

· выделять особенности Донского региона как многонационального и поликонфессионального;

· оценивать вклад Ростовской области в экономику культуры страны; характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;

· использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;

· соотносить историю своей семьи с региональной историей;

· использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;

· представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;

· выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;

· вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;

· самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;

· самостоятельной интерпретации информации;

· объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;

· анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;

· самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.

Система оценки планируемых результатов

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – контрольная работа.


Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края»

4. О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
5. Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIXв» (7-8кл.), Ростов-на-Дону, 2004.
6. С.А.Кислицын, И.Г. Кислицына. История Донского края XX век., 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений , Ростов-на-Дону, Донской издательский дом., 2004.
7. «История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).
8. «История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.). ).




Календарно-тематическое планирование, 9 «А» , 9 «В» классы
(1 час в неделю, 34 урока в год)


Раздел, тема урока
Цели изучения
Виды деятельности
9 «А»

9 «В»



Раздел 1. Донской край в начале ХХ вв – 8 часов





1
Водный урок «Краеведение как наука»
Подвести учащихся к выводу о том, что прошлое Донского края является частью всеобщей и отечественной истории
Участвуют в фронтальной беседе
Работают с учебником
06 09
05 09

2
Социально-экономическое развитие Области Войска Донского
Познакомить школьников с географическими и демографическими особенностями области
Работают в парах
Работают с учебником
Вступают в диалог
13 09
12 09

3-4
Революция на Дону 1905-1907 гг.
Оценка роли казачества в революционных событиях
Участвуют в фронтальной беседе, выступают с сообщениями
20 09
27 09
19 09
26 09

5-6
Дон 1907-1917гг.
Охарактеризовать изменения, произошедшие на Дону вследствие столыпинской реформы
Выполняют лабораторную работу
Вступают в диалог
04 10
11 10
03 10
10 10

7
Последствия Февральской революции 1917г.
Выяснить отношение казачества к крушению самодержавия, определить дальнейший путь развития
Участвуют в фронтальной беседе. Работают в парах.
Участвуют в дискуссии

18 10
17 10

8
Контрольная работа по теме «Донской край в начале XX века»

Систематизация и контроль полученных знаний
Выполняют тестовую работу
25 10
24 10


Раздел 2. Становление советского Дона- 11 часов





9-10
Вооруженное противостояние /осень 1917–весна 1918 гг./
Разъяснить основные события, проходившие на Дону осенью 1917 – весной 1918 гг, объяснить их причины
Участвуют в фронтальной беседе, участвуют в дискуссии
08 11
15 11
07 11
14 11

11-12
Гражданская война на Дону (1918-1920 гг.)
Освещение событий Гражданской войны
Заполняют таблицу, вступают в диалог
22 11
29 11
21 11
28 11

13
Политика большевизма на Дону
Назвать основные мероприятия НЭПа на Дону
Работают в парах, работают с учебником
06 12
05 12

14-15
Коллективизация на Дону
Определить, как осуществлялось форсирование преобразований
Участвуют в фронтальной беседе, выступают с сообщениями
13 12
20 12
12 12
19 12

16-17
Развитие индустрии 1920-1930-е гг.
Выяснить причины и последствия индустриализации
Работают с документами, работают по карточкам
27 12 17 01
26 12 16 01

18
Новая эпоха в культуре и образовании на Дону
Дать представление о степени развития культуры на Дону, пути ее становления
Работают в группах, работают с учебником, участвуют в дискуссии
24 01
23 01

19
Контрольная работа по теме «Становление советского Дона»
Систематизация и контроль полученных знаний
Принимают участие в работе круглого стола
31 01
30 01


Раздел 3. Дон в годы войны и мира – 9 часов





20-21
Великая Отечественная война на Дону (1941-1945 гг.)
Определить роль, которую играло Донское население в годы военных событий
Составляют таблицу, работают по карточкам
07 02 14 02
06 02 13 02

22
Восстановление Дона в послевоенный период (1945 – 1950-е гг.)
Доказать, что после окончания войны произошел возврат к довоенной модели экономического развития страны
Составляют логическую схему
21 02
20 02

23
Ростовская область в период реформ
Выявить основные перемены, которые произошли после введения реформ на Дону
Участвуют в фронтальной беседе, работают в парах

28 02
27 02

24-25
Дон 1960-е – 1980 –е гг.
Отметить достижения и проблемы образования и культуры этого периода
Работают с учебником, работают по карточкам,
участвуют в дискуссии
07 03 14 03
06 03 13 03

26-27
Город Семикаракорск. Прошлое и современность
Выяснить историю возникновения, развития города на протяжении времени, развитие творческой активности школьников
Выступают с компьютерными презентациями, вступают в диалог
21 03 04 04
20 03 03 04

28
Обобщение знаний по теме «Дон в годы войны и мира»
Систематизация и контроль полученных знаний
Принимают участие в работе круглого стола
11 04
10 04


Раздел 4. Исторический переворот – 6 часов





29
1985 – 1991гг. Перестройка на Дону
Характеристика и анализ кризиса, оценка возрождения казачества
Заполняют таблицу, работают с учебником и документами
18 04
17 04

30-31
Социально-экономическое развитие Ростовской области в период реформ
Определение основных этапов реформ, оценка изменений
Выступают с сообщениями,
участвуют в дискуссии
25 04 02 05
24 04 01 05

32
Общественно-политическая жизнь Ростовской области на современном этапе
Оценить политическое развитие области, проанализировать последствия политических реформ на Дону
Участвуют в семинарском занятии
09 05
08 05

33
Гражданское общество и культура современного Дона
Дать характеристику гражданского общества, определить проблемы и перспективы его развития
Принимают участие в работе круглого стола, участвуют в дискуссии
16 05
15 05

34
Итоговое повторение
Контрольная работа
Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками
Повторяют изученное, принимают участие в работе круглого стола
23 05
22 05


Урок 8. Контрольная работа по теме «Донской край в начале XX века»

1. Дайте характеристику экономике Дона начала XX века
2. Как вы думаете, какое влияние оказывал на жизнь региона многонациональный характер его населения?
3.Какое значение имело участие донского казачества в русско-японской войне?
4. Как можно оценить роль казачества в революционных событиях?
5.Как проходила столыпинская аграрная реформа на Дону?




Урок 19. Контрольная работа по теме «Становление советского Дона»

Как вы думаете, почему после октябрьских событий город Новочеркасск стал столицей не только донской, но и Всероссийской контрреволюции?
Раскройте обстоятельства возникновения и гибели Донской советской республики. Почему Донская советская республика не получила поддержку у большинства казачества?
Назовите основные мероприятия нэпа на Дону.
Почему большевики решились реабилитировать казачество?



Урок 34. Итоговая контрольная работа

Какое значение имела в ходе Великой Отечественной войны битва за Ростов-на- Дону?
Какую роль сыграли донские казачьи формирования для достижения Победы над врагом?
Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.
Как развивались промышленность и сельское хозяйство Дона в 1970 – 1980 годы?
Почему культурно-этническое движение возрождения казачества превратилось в политический фактор регионального развития?








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




15