Технологическая карта урока Природные условия и ресурсы, население Северо-Западного района (9 класс)


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (9 КЛАСС).
Технологическая карта урока 25
Тема урока Северо – Западный район.
Оценка природно – ресурсного потенциала. Население.
Тип урока Изучение нового материала
Дата урока 21 ноября 2016 года
Образовательные ресурсы Карты России, атласы, таблица «Северо – Западный район», инструктивные карточки с заданиями на каждую парту, статистические материалы (таблицы учебника), задания для итогового контроля на каждую карту.
План урока 1. Оценка природных условий.
2.Оценка природных ресурсов.
3. Характеристика населения.
Цели урока
Создать условия для оценки природно – ресурсного потенциала и особенностей население для развития хозяйства Северо – Западного района.
Методы и формы
Обучения
МЕТОДЫ: частично – поисковый, проблемного изучения в обучении.
ФОРМЫ: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Основные понятия
Повторение понятий: УРБАНИЗАЦИЯ, АГЛОМЕРАЦИЯ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
Планируемые образовательные результаты
Объём усвоения и уровень владения компетенциями Компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность
Научатся : оценивать природно – ресурсный потенциал для развития хозяйства района.
Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели, осуществлять поиск нужной информации.
Владеют: навыками работы с различными источниками географической информации: учебником, картами атласа, статистическими материалами, картограммами.
Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать учебный материал, выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения,  взаимодействовать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время Обучающие и развивающие
компоненты,
задания и
упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организа-
ции совзаимо-
действия на уроке Универсальные учебные действия
(УУД) Формы контроля
1.Организа-
ционныймомент 3мин. Подготовка учащихся к уроку Проверяю готовность учащихся к уроку, называю тему и план урока.
Предлагаю сформулировать цели урока. Записывают тему урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока. Фронтальная Личностные: понимают значение знаний темы урока для дальнейшего изучения учебного материала и для человека в целом и принимают его
Регулятивные: принимают учебную задачу урока. Записи в тетради
2.Актуализация знаний 7 мин Беседа по теме «Влияние ЭГП на развитие хозяйства района» Вопросы:
– Какой район мы начали изучать на прошлом уроке? - Почему он так называется? – Какие субъекты РФ входят в район? - Почему Калининградскую область называют «анклавом»? - Дайте характеристику ЭГП района;
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Какое значение для района имеет соседство с Центральным и Северным районом?
Какое значение имеет Беломоро-Балтийский и Волго –Балтийский водный путь?
Почему СЕВЕРО-ЗАПАД называют «Окном в Европу»?
Используя ранее изученный материал, высказывают своё мнение, приводят доказательства Фронтальная Коммукативные:
обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают другое мнение и позицию.
Познавательные:
Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;
Логические: осуществляют анализ, делают выводы. Устный опрос
3. Изучение нового материала 22 мин. 1.Самостоятель - ная работа учащихся с картами стр. 14, 17, 20, 25, текст учебника § 19 (работа в парах)
2.Обсуждение проблемных вопросов.
3. Самостоятель- ная работа по характеристике населения, работа с картами атласа (стр.12,13), статистическими материалами (уч.стр.222), картограммами.
4. Обсуждение проблемных вопросов.
Организую самостоятельную работу ЗАДАНИЕ №1.
(на партах инструктивные карточкиОценить природные условия и ресурсы района, сделать выводы.
Вопросы:
Как климатические условия влияют на хозяйство?
СПРОГНОЗИРУЙТЕ:
КАКИЕ ОТРАСЛИ С/Х БУДУТ НАИБОЛЕЕ РАЗВИТЫ В РАЙОНЕ, ПОЧЕМУ?
Какими ресурсами район наиболее обеспечен?
КАКИЕ ОТРАСЛИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ РАЗВИТИЕ В РАЙОНЕ?
Каких ресурсов недостаточно?
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ НЕДОСТАТКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ? (ОБМЕН МНЕНИЯМИ)
ЗАДАНИЕ №2.
(на партах инструктивные карточки)
Составить краткую характеристику населения по плану, рассчитать плотность населения, сделать выводы.
Вопросы:
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНО НЕРАВНОМЕРНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА?
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С МИГРАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ?
КАК ВЛИЯЕТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ?
Учащиеся самостоятельно работают с картами атласа, текстом учебника, оценивают природные условия (рельеф и климат), природные ресурсы: минеральные, водные, лесные, земельные, рекреационные)делают краткие записи в тетрадях.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Учащиеся самостоятельно работают с картами, картограммами, текстом учебника, сравнивают показатели района со средними показателями по стране (Е,Р,С.урбанизация, плотность Н….) делают краткие записи в тетрадях.
Дают аргументированные ответы, высказывают собственное мнение. Работа в парах.
Фронтальнаяработа.
Работа в парах
Фронтальнаяработа.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают свои достижения
Коммукативные:
сотрудничают друг с другом при выполнении заданий, оказывают помощь, сравнивают полученные результаты, задают вопросы.
Регулятивные:
определяют и формулируют цели своей деятельности, прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные:
Общеучебные – умеют решать практические задачи
Логические: осуществляют анализ, делают выводы, прогнозируют. Записи в тетради.
Устные ответы
Задание в тетради
4.Первичное осмысление и закрепление 5мин. Решение тестовых заданий Предлагаю решить тесты по теме. Самостоятельно выполняют задания Индивидуальная работа Познавательные:
Общеучебные – устанавливают причинно – следственные связи и зависимости между объектами.
Логические:
осуществляют анализ, сравнение. Самостоятельная работа
в тетради.
5.Итоги урока.
Рефлексия. 5мин. Обобщающая беседа Предлагаю учащимся подвести итоги урока, сформулировать главные выводы.
Корректирую, помогаю кратко и четко выразить свою мысль. Учащиеся формулируют главные выводы по уроку. Фронтальнаяработа.
Личностные: оценивают свою собственную деятельность.
Регулятивные: определяет свое отношение к уроку, прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала. Оценивание учащих- ся за работу на уроке.
6.Домашнее задание 3мин. Параграф 19, 20, подготовить доп. материал о достопримеча- тельностях Санкт-Петербурга. Конкретизирую домашнее задание. Записывают домашнее задание Индивидуальная работа