Учебно — методическая статья Действия учителя , позволяющие формировать УУД в рамках реализации ФГОС НОО


МОУ СОШ х. Клетский Выступление на районном семинаре
завучей школ района на тему:
«Действия учителя, позволяющие
формировать УУД в рамках реализации
ФГОС НОО»
23.11.2016 г



«Действия учителя, позволяющие формировать УУД в рамках
реализации ФГОС НОО»
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Не стало исключением и наше образовательное учреждение.
Уже при разработке первых уроков было понятно, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.  Перед нами возник вопрос: как правильно  спроектировать урок, который формировал бы у учащихся  не только предметные результаты,  но и универсальные учебные действия.
Начиная с первого класса все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам:
познавательные – синий цвет,
коммуникативные – зелёный,
регулятивные –жёлтый цвет
личностные – красный.
У каждого ребёнка имелись по 4 круга этих цветов на парте. Из
программы формирования УУД я выписала все УУД для первого класса и
переформулировала на детский язык все учебные действия, создав таблицу. И на каждом этапе урока, ставя цель, дети опирались на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока. Такую же таблицу я создала для 2 класса, учитывая требования программы формирования УУД. Вот эта таблица.
Познавательные УУД:
1)учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)учимся делать схемы;
3) учимся делать выводы;
4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;
5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
1)учимся слушать и понимать других;
2)учимся строить речевое высказывание;
3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
4)учимся работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) учимся делать предположение;
2) учимся оценивать свои действия;
3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Благодаря такой деятельности ученики свободно говорят, что будет формироваться на каждом этапе.
Приемы и задания, используемые для  формирования УУД:
Личностные УУД:
 1. Психофизическая тренировка,  эмоциональный настрой на урок
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  С каким настроением вы  начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )2.   Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.  Например: 3. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям такой прием. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. Я почувствовал (а) … Я увидел (а) … Я улыбнулся (ась) … Я вспомнил (а) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства… Регулятивные УУД.
 1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
     2.    Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
3.   При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.
    4.    Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
  5.    Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). Она является неотъемлемой частью всех уроков в классе В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
      Познавательные УУД:
    1.Проблемное обучение.
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
2. Проектное обучение  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Творческие проекты  и небольшие исследования дети готовят к урокам
окружающего мира, литературного чтения.
3. Педагогические игры
. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.
5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству.
2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
5.Упражнение «Повторяем с контролем». Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
6.Составление литературной викторины так же формирует коммуникативные УУД.Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются.
Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 
В заключении хочется призвать всех участников образовательного процесса: Давайте вдохновлять учеников на получение образования»
Как же спроектировать урок, включающий в себя действия по формированию УУД?       
Перед вами таблица, в которой показано на каких этапах урока и какие УУД формируются и какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии я использую в своей деятельности.
Этапы урока Формируемые универсальные
учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
1. Мотивация к учебной деятельности. Личностные Эмоциональный настрой,
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации
3. Выявление места и причины затруднения. Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Личностные Проблемный диалог, технология проблемного обучения
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) Регулятивные Коммуникативные
Познавательные
Личностные Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»
5. Реализация построенного проекта. Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тренажёрами.
 Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Познавательные Регулятивные, Коммуникативные
Личностные Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные Личностные, Познавательные Используются самоконтроль, взаимоконтроль
8. Включение в систему знаний и повторение. Познавательные, Коммуникативные
Личностные Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по памяткам
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Коммуникативные
Личностные
Познавательные Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка», использование светофорика, смайлики, карты обратной связи и т.д.
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. И всё же данная таблица позволяет мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются.
« Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет »

Уильям Артур Уорд
Талантливых вам детей и творческих успехов!