Доклад на тему: Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока

Т° п

















л







Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе
проведенного урока.

1. Цели урока на основе учета:
а) уровня обученности,
б) уровня обучаемости,
в) доминирующих интересов и способностей учащихся.
2. Отбор содержания обучения.
3. Выбор имеющихся в школе средств обучения и из­готовление недостающих.
4. Формы организации учебно-познавательной дея­тельности (фронтальные, коллективные, групповые, пар­ные, индивидуализированные, индивидуальные).
5. Методы и приемы обучения.
6. Полученный вариативный результат по каждой цели с ориентацией на отдельных учеников.
7. Вариативное (дифференцированное) домашнее задание.
Посещение уроков у разных учителей, независимо от типа школ, места их нахождения, выявило ряд типичных ошибок в организации современного урока. К ним мы относим:
- отсутствие ориентации урока на индивидуальное разви­тие учащихся; основной замысел урока заключается в запоминании предметного его содержания, решении уз­копредметных задач;
- несоответствие учебного материала целям индивидуаль­ного психического, личностного развития учащихся;
- недостаточное планирование времени на овладение уча­щимися способами учебно-познавательной деятельности;
- малый объем самостоятельных работ, непроработанность учителем методики организации самостоятельной (обу­чающей) работы;
- отсутствие индивидуальной работы с учащимися в зоне их ближайшего развития;
- слабая обратная связь с учащимися на этапе изучения нового материала, отсутствие работы по актуализации ранее полученных знаний, игнорирование мотивационно-потребностной сферы ученика;
- отсутствие мировоззренческой направленности урока;
- недостаточный практико-ориентированный характер урока;
- малый объем и однообразие творческих, исследователь­ских заданий на уроке;
- отсутствие системы в использовании межпредметных связей;
- преобладание оценивания результатов обучения над оценкой процесса познавательной деятельности учащихся;
- несоответствие используемых учителем форм организа­ции познавательной деятельности, а также методов и приемов обучения целям урока, его педагогическому за­мыслу;
- учитель - обучающий, но не организующий совместный процесс учения, познания;
- информационная перенасыщенность урока;
- неоптимальный темп урока;
- "отчужденная" от учеников речь, эмоционально-языковая ограниченность;
- излишняя детализация объяснений;
- гипертрафированность на уроке наглядности;
- ориентация в подведении итогов урока на воспроизведе­ние действий учащихся при изучении материала, без учета реальных целей данного урока, каждого ученика, т.е. отсутствие работы с учениками по осмыслению (оце­ниванию) результатов собственного продвижения на уроке;
- отсутствие индивидуальной вариативности в даче до­машнего задания;
- многообразие, калейдоскопность видов деятельности, не связанных между собой единой целью.

Схема самоанализа урока

1. Какова целевая направленность урока (постановка триединой задачи)?
2. Какие задачи по формированию знаний , умений и навыков ставишь на уроке перед учащимися?
3. Какое место занимает этот урок в системе уроков?
4. Как использованы воспитательные возможности учебного материала?
5. Как и все ли дети работали на уроке?
6. Как использовано время урока, насколько рационально и эффективно?
7. Как учащиеся усвоили материал (полно, глубоко, осмысленно)?
8. Какова степень практической направленности урока, его связи с жизнью?
9. Какие были недостатки и почему?


Примерный перечень задач урока

1. Дидактические задачи:
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закреп­ление) основных понятий, теорий, фактов (конкретно);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения, общеучебные умения, навыки (например, состав­лять план проведения опыта), навыки самоконтроля и др.
2. Воспитательные задачи:
- содействовать в ходе урока формированию мировоз­зренческих идей, воспитанию гражданственности;
- обеспечивать г14